Al₄O₇, K₅Cl₄, NaCl₃ — как вам такие соединения? И что бы поставил школьный учитель, если бы ученик написал такие формулы? А оказывается, они могут существовать, только при определённых условиях. Об этом и о том, как учёные предсказывают и создают новые материалы, рассказывает известный химик, физик и теоретик-кристаллограф Артём Оганов. Он выступил с лекцией на Всероссийской Олимпиаде школьников по химии, которая прошла на минувшей неделе в НГУ. Это просто потрясающе интересно!
Мы все с вами сейчас находимся в ситуации, которую видим впервые за всю нашу жизнь. Это мировая пандемия Covid-19, это всеобщий карантин и самоизоляция. Конечно, человечество переживало за свою историю болезни пострашнее ковида: Юстинианова чума, бубонная чума или черная смерть, испанка, холера… Именно про эпидемии этих болезней Минаев и расскажет в новом выпуске «Уроков Истории».
Откуда пришла чума? Как боролись с испанкой в Америке? Как выглядел чумной доктор и как устроена его маска? Как лечили чуму в Москве? Как закончилась эпидемия чумы в Лондоне? Что такое чумной бунт? Какую роль играла церковь в период пандемий? А также про то, как изменилось общество после таких испытаний.
Теоретик-кристаллограф, химик, физик, профессор Сколковского института науки и технологий Артем Оганов на «Острове 10-22» прочитал визионерскую лекцию на тему «Предсказательное материаловедение: от снов Менделеева до искусственного интеллекта»:
«В последнее время стало возможным предсказывать новые, еще не созданные материалы. Я бы взялся утверждать, что первым человеком, который использовал большие данные для предсказания, был Менделеев. Он систематизировал огромный объем экспериментальных данных о поведении химических элементов, который был ему известен на тот момент, и обнаружил закономерность. Она достаточно проста.
Менделеев предположил, что в незаполненных клетках таблицы будут те элементы, которые еще не открыты. Он предсказал на основе этих периодических зависимостей, на основе больших данных, если хотите. Предсказал даже свойства на тот момент еще даже неизвестных элементов. И когда эти элементы были открыты, их свойства в точности совпали с предсказаниями Менделеева.
Во многих случаях закономерности очень и очень сложны, и человеку никак их не найти. А вот компьютер на основе модели искусственного интеллекта, к примеру, нейронной сети, может эти закономерности уловить. И большие данные становятся исключительно мощным предсказательным инструментом».
#Остров1022 #edu2035 #ВизионерыОстрова
В данном уроке доступно и понятно объясняется об устройстве ПСЭ:
1. что такое химические элементы;
2. устройство таблицы Менделеева;
3. устройство атома;
4. устройство ядра;
5. что такое изотопы;
6. квантовые числа электронов;
7. распределение электронов по орбиталям
и многое другое
Это KuJi Podcast, мы просто говорим. В этому выпуске Тимур Каргинов и Андрей Коняев обсуждают математику, работу в школе и подготовку детей с тренером сборной России Кириллом Суховым.
По вопросам сотрудничества и рекламы m@picturer.ru
0:46 — Какая музыка великая
2:43 — Всё математика
4:01 — Боязнь математики
7:03 — За что любят математику
9:59 — Что происходит на олимпиадах
13:11 — Легкая задача
14:15 — Почему спорт популярнее олимпиад по математике
16:13 — Как тренируются математики
20:44 — Что важнее, талант или учеба
22:01 — Мотивация олимпиадников
29:28 — Почему китайцы всех рвут
31:45 — Как складывается жизнь после олимпиад
35:19 — Почему математики надменные
39:43 — Помогает ли математика в жизни
41:42 — Женщины в математике
42:39 — Мариам Мирзахани и нацизм
Пожалуй, каждый задавался вопросом, зачем нужны все эти уравнения, синусы, логарифмы: не напрасно ли это все, где это пригодится в реальной жизни? Во всяком случае мне, как преподавателю, такие вопросы нередко задают, и постарался здесь популярно всем объяснить, какие приложения находят, казалось бы, абстрактные математические теории, почему эти самые теории опережают практическое применение на несколько столетий вперед. Но самое главное, что стоит понять из этого небольшого ролика: математика — это игра, язык, способ рассуждений, искусство. Математика гораздо ближе к музыке, чем к инженерному делу.
Алексей Савватеев (https://postnauka.ru/author/savvateev) — доктор физико-математических наук Университета Дмитрия Пожарского
Гипотеза Пуанкаре, а ныне теорема Пуанкаре – Перельмана это фундаментальное наблюдение в топологии. С точки зрения человека она описывает мир, в котором мы живем. Но, что мы знаем о нашем мире? Во-первых, он трехмерный, значит из любой фиксированной точки мы можем провести три оси, которые будут перпендикулярны друг другу попарно, а четвертую ось уже невозможно провести. Четвертая ось уходит в новые измерения, поэтому она не видна. Во-вторых, в районе любой точки, в которой ты находишься, мир устроен одинаково, и обзор с каждой точки похож на обзор с другой. Локально он устроен как внутренность футбольного мяча. Если говорить научным языком, то наш мир является гладким трехмерным многообразием
Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.