В эволюции взглядов и интеллектуальных приоритетов Р. Бойля можно различить наличие трех тематических блоков:
– библейский текст как источник моральной позиции и размышлений, «Scripture Observations» (весна 1647);
– события повседневной жизни как источник этических размышлений, ранние «Occasional Reflections» (1649 и последующие года);
– экспериментальные исследования как основа морального выбора (заметки и наброски конца 1640-х годов и особенно последующие работы, в частности – «Usefulnesse of Experimental Philosophy», публикация 1663 года).
Эти три тематических блока в их хронологическом порядке характеризуют главные вехи интеллектуальной революции Р. Бойля в 1640 – 1660-е годы. Что же стало причиной изменения его интеллектуальных приоритетов и позиций?
Историки уже не одно десятилетие спорят на эту тему. При этом практически все отмечают важную роль как знакомства Бойля с трудами Ф. Бэкона и Г. Галилея, так и контактов с новым для него кругом людей, с которыми он быстро нашел общий язык.
Бойль жил в эпоху перемен. Понимание необходимости реформ, в частности, в области образования, в 1630-е годы пришло не только к английским интеллектуалам, но также и к простым джентри. Однако одного желания перемен было недостаточно, нужны были идеи и продуманные программы. И здесь историки отмечают большую роль трех социально активных мыслителей, которые не были англичанами: «the great intelligencer of Europe» С. Хартлиба; шотландского священника, экумениста Джона Дьюри (John Dury; 1596 – 1680) и моравского епископа и духовного лидера «Unitas Fratrum», автора «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского (Jan Amos Komenský или Comenius; 1592 – 1670).
Дьюри и Хартлиб пропагандировали различные реформы в Англии и в странах континентальной Европы. Дьюри делал акцент на достижении единства протестантов, тогда как Хартлиб защищал реформы в разных сферах – медицине, образовании, сельском хозяйстве, юриспруденции. В 1630-х годах их идеи пользовались популярностью у многих деятелей англиканской церкви и Парламента. В преддверии Великого Мятежа, после открытого разрыва короля с Парламентом, Дьюри и Хартлиб решили, что благоприятный момент для реформ настал, и они уговаривали политических лидеров реализовать их (Хартлиба и Дьюри) радикальные предложения, что должно было обеспечить Англии роль лидера протестантского мира.
Для Бойля утопичные, но ясно изложенные идеи Хартлиба, Дьюри и Коменского сыграли роль «формализатора» не вполне четких, эклектичных и бесструктурных умонастроений и психологических состояний, которые стали результатом душевных кризисов, пережитых им в юности. Именно в ходе общения с С. Хартлибом Бойль приходит к идее «невидимого колледжа». Об этой идее и ее воплощениях пойдет речь на этой лекции.
Русская живопись первой половины XIX века и ее два титана: Карл Брюллов и Александр Иванов Курс: Лики русской культуры nefiktivnoe.ru/video/liki-russkoy-kultury Лектор: Куликова Дарья Александровна
В этой лекции будет рассказано о начале жизненного пути известного английского ученого и моралиста Роберта Бойля (Robert Boyle; 1627 – 1691). Главная цель лекции – проследить как формировалась научная карьера Р.Бойля в условиях, отнюдь не способствовавших развитию интереса к изучению природы (по крайней мере в социально значимых масштабах) и при отсутствии социо-профессиональной ниши для научных занятий. При этом я остановлюсь как на некоторых объективных условиях периода Реставрации, способствовавших карьере Бойля как исследователя природы (и не только его), так и его персональных (личностных) особенностях и обстоятельствах: хорошие материальные условия, талант, интеллектуальная дистанцированность от современников, умение соединить натурфилософский и этико-религиозный дискурсы, владение искусством назидательной риторики, отвечающей потребностям страны и вписывающейся в идеологические императивы эпохи. Кроме того, большую роль в становлении Бойля как человека науки («экспериментирующего философа») сыграл интеллектуальный микросоциум, т. е. окружение, которое стимулировало и поддерживало его научные интересы и практики. Таким микросоциумом для Бойля стал круг лиц, общавшихся с С. Хартлибом (Samuel Hartlib; ок. 1600 – 1662) (так называемый «круг Хартлиба»).
Самый популярный праздник современности был почти полностью сформирован именно в Германии, однако даже сами немцы не подозревают, насколько причудлива история Рождества ;)
Третья беседа об идеях Роберта Сапольски, связанных с пониманием свободы воли и человеческих ценностей. Анализ его книги «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» (Behave: The Biology of Humans at Our Best and Worst). Предшественники Сапольского в конце начале ХХ века. Расовые теории, евгеника, практики улучшения человеческой природы в США и Европе.
Финансовая поддержка наших усилий позволит сделать наш продукт более качественным. Поэтому мы будем благодарны за финансовую поддержку проекта.
Кинокомедия из фрагментов лучших советских лент 20-х — 30-х гг. о приключениях известных комедийных персонажей Бывалого и Труса, а также Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. На сей раз, они узнают о кладе в миллион золотых, спрятанном в неизвестном приморском городке, в доме, запечатленном в одной из комедий немого кино. Получив фотографию дома, жулики отправились на поиски… в киноархив.
В главных ролях: Юрий Никулин, Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Анатолий Веденкин, Владимир Грамматиков.
Режиссер: Юрий Кушнерев.
Автор сценария: Морис Слободской, Яков Костюковский.
Композитор: Юрий Якушев.
Художник-постановщик: Николай Усачев.