Выступление мастера ТРИЗ, президента Академии траблшутинга Сергея Фаера на конференции «ТРИЗ. Практика применения и развитие методических инструментов» в Москве 10-11 ноября 2017г.
ytimg.preload(https://r13---sn-axq7sn7s.googlevideo.com/generate_204);ytimg.preload(https://r13---sn-axq7sn7s.googlevideo.com/generate_204?conn2);ФЗ 294 государственный и муниципальный контроль — YouTube<link rel=«alternate» type=«application/json oembed» href=«www.youtube.com/oembed?format=json
2) Классификация принципов. Pacta sunt servanda и Чрезвычайное положение.
Равенство и Сегрегация.
3) Закрепление материала с помощью техники «вопрос –ответ»
II Участники:
Студенты групп ПОвб-181 и ПОвб-182 2 курса направления подготовки по специальности «Педагогическое образование» Волгоградского государственного университета.
Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Егорцева Юлия, Черницова Карина, Савкина Анастасия.
III Концепты: Пункт тренинга №1: Принципы права.
А) Принципы – это то, что лежит в основании, то на основании чего право существует. Право стоит на антиномиях.
Б) Классификация принципов.
1)Pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться. Например, нельзя убивать людей. Но в определённых условиях закон может быть нарушен.
2)В условиях чрезвычайного положения законы могут быть нарушены. Чрезвычайное положение. (экстремальные ситуации). Например, война. В данном случае можно совершать убийства людей (убийства людей ради защиты страны)
3) Равенство и Сегрегация.
В обществе все поделено по разным признакам: возрастным, статусным, половым, гендерным. Право одновременно всех делит на части и одновременно говорит, что не надо никого делить-это антиномия.
Примером равенства является закон – никому нельзя убивать. В обществе все поделено по разным признакам: возрастным, статусным, половым, гендерным. Право одновременно всех делит на части и одновременно говорит, что не надо никого делить-это антиномия. Например, идти в армию и воевать (мужчине нужно, женщинам нет)
Если система не работает, то мы её разрушаем и создаём новую систему. Например, было крепостное право, но сейчас правила не действуют, потому что произошло чрезвычайное положение и рабства нет
В судебных решениях тоже могут происходить подобные положения, ввиду которых судья может не ссылаться законы.
IV Рефлексия:
Залогом успешного обучения является осознания приемов и средств, с
помощью которых осуществляется учебная деятельность. Занятие проходило в виде лекции. Целью занятия было рассмотреть принципы права. В процессе лекции лектор подробно и доступно для каждого объяснил материал. Данное занятие помогло студентам разобраться не только в основной теме дисциплины, но и повысило их свой словарный запас и кругозор. В занятия была использована техника «вопрос — ответ», для выяснения непонятных моментов и закрепления материала.
Пункт лекции №1:
Конституционное право является основной отраслью права, отраслью юридической науки и учебной дисциплиной, связанной с подготовкой и деятельностью профессионального юриста. Как наука и учебная дисциплина, оно изучает вопросы отношений государства и личности, государства и общества, общества и личности, внутригосударственных и межгосударственных отношений.
До действующей конституции существовали:
1.Конституция СССР 1924 года.( «Ленинская») 2.Конституция СССР 1936 года («Сталинская»).
3.Конституция СССР 1977 года («Брежневская»).
12 декабря 1993 г. В результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ
Структура Конституции РФ:
Конституция состоит из двух разделов и преамбулы.
В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную конституцию, а также закрепляются демократические и гуманистические ценности.
Поправки в конституции:
Существуют два правила:
· I и II главы могут быть изменены только в результате референдума.
· III-IV главы могут быть изменены в результате голосования в государственной думе.
Пункт лекции №2:
В конституции регулируются права и свободы человека, и никто не в праве их ограничивать.
Классификации прав и свобод:
· Личные права (право на жизнь, на свободу высказывания и т.д.);
· Экономические права (право собственности, право предпринимательской деятельности);
· Социальные права (право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.).
Во второй главе признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам.
Пункт лекции №3:
1.Федеративное устройство — конституционный статус РФ и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
3 списка:
· 1 список: полномочия, которые есть только у центра;
· 2 список: смешанные полномочия (и у центра, и у субъекта);
· 3 список: только для субъекта «остаточные полномочия».
2.Президент Российской Федерации — статус президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения президента от должности.
3.Структура государства.
· Федеральное Собрание;
· Правительство РФ;
· Судебная власть;
· Местное самоуправление.
Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law/administrative_law
Лекция прочитана в г. Волгограде 23 сентября 2016г.
1. Определение субъекта административного права
2. Административные права и обязанности
3. Специальный статус в административном праве
4. Иностранцы и лица без гражданства
IIУчастники:
Студенты групп СЭ-122 и СЭ-121 5 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета.
Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции:
Пункт лекции №1: Никита Богдашин, Анна Кургина, Александр Сачков, Бадма Андреев, Кристина Нестерова, Анастасия Ратковская, Андрей Кузнецов, Лев Костылев, Дарья Бакулина.
Пункт лекции №2: Анна Кургина, Александр Сачков, Марк Амирханян, Бадма Андреев, Павел Журавлев, Денис Останин, Максим Коновалов.
Пункт лекции №3: Марк Амирханян, Анна Кургина, Павел Журавлев.
Пункт лекции №4: Марк Амирханян, Владлена Штягина.
IIIКонцепты:
Пункт лекции №1: А) Перечисление видов субъектов административного права.
Субъектами административного права могут быть физические лица, юридические лица, государство и индивидуальные предприниматели (особые участники).
Б) Признаки физического лица, позволяющие ему участвовать в административно-правовых отношениях: дееспособность, правоспособность и деликтоспособность.
Пункт лекции №2: А) Административные права и обязанности у физического лица могут быть различными в первую очередь в зависимости от его гражданства, то есть: а) является ли лицо гражданином данного гос-ва б) это лицо является иностранным гражданином по отношении к данному гос-ву в) данное лицо – апатрид.
Б) Что такое гражданство? Откуда оно возникает? В чем отличие права почвы от права крови?
В) Правовой статус гражданина – определение. Примеры прав и обязанностей гражданина.
Пример права: право на здравоохранение в регионе, где проживает данное лицо.
Пример обязанностей: обязанность проходить военные сборы.
Пункт лекции №3: Некоторые лица в административном праве обладают некоторыми скажем так привилегиями по отношению к другим лицам, это выражается в их специальном статусе, который может быть обусловлен: нахождением лица под опекой, участие субъекта в разрешительных системах (получение разрешения на что-то, например, на ношение оружие, что предусматривает и возникновение обязанностей у данного лица), участие лица в деятельности поднадзорных и режимных объектов (например военные объекты и т.д.).
Пункт лекции №4: Кто такой «иностранец» и какие он имеет права в чужом гос-ве? Что произойдет с человеком, если он лишится паспорта?
Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
План лекции.
Понятие источников международного права.
Международный договор.
Обычай.
Принципы права.
Прецедент.
Доктирины.
Национальное законодательство.
Односторонний акт.
Состав источников: договор, обычай, принципы международного права, прецедент, обычай.
Статья 38 Статута Международного суда ООН.
1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Договор — это письменный источник права.
Казначей — должность в группе.
Мимесис: за прошлым, за настоящим (классификация Дж. Тойнби)
Моментальный обычай.
Стадии появления обычая: практика, обыкновение, обычай.
ОПИНИО ЮРИС (opinio yuris) — убеждение субъектов международного права в юридической полноценности (действительности) нормы.
План занятия:
1. Разминка 2:10
2. Понятие трудового права 17:30
3. Трудовой договор 37:40
4. Время 56:20
5. Оплата труда 1:00:50
6. Ответственность в трудовом праве 1:02:00
7. Надзор и контроль в трудовом праве 1:03:15
8. Трудовые споры 1:03:55
9. Тренинг (прогул преподавателя) 1:05:15
Гербом трудового права является серп и молот, что означает союз рабочих и крестьян. В 1917 году в России была революция, одной из причин которой стали разногласия капиталистов и рабочих. С тех пор стали обращать пристальное внимание на трудовые отношения.
Обсуждение 1 вопроса лекции
Трудовое право – отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем. Трудовое право – вмешательство государства в трудовые отношения. Государство устанавливает четкий контроль отношений между работодателем и работником.
Функции трудового права:
· Производственная – обеспечивает производство рабочей силой (права работодателя)
· Защитная – социальная защита работника
Предмет трудового права – те отношения, которые трудовое право регулирует. Признаками трудовых отношений являются:
1) Плата –характеризуется периодичностью, т.е. через определенный промежуток времени работник должен получать плату
2) Лично – работник должен сам выполнять свои обязанности, т.е. он не может никого перенанять
3) Распорядок – существуют трудовой договор и инструкции, где прописано, что работник обязан выполнять
Виды трудовых отношений:
1) Трудовые отношения – преподаватель и вуз
2) Отношения, тесно связанные с трудовыми – вопросы профессиональной подготовки, трудовые споры, соц. страхование и т.д.
Обсуждение 2 вопроса лекции:
Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем. Трудовой договор всегда письменный (работник может через суд принудить работодателя заключить с ним трудовой договор, если работник приступил к обязанностям)
Прекращение трудового договора:
1) По инициативе работника (необходимо предупредить работодателя за 2 недели до увольнения)
2) По инициативе работодателя:
· Ликвидация – банкротство фирмы
· Сокращение – падение объема производства
· Аттестация – проверка работника, соответствует ли он требованиям работодателя
· Прогул – отсутствие на работе более 4 часов без уважительной причины
· Опьянение – нахождение на работе в состоянии алкогольного опьянения
· Хищение – кража с рабочего места
Обсуждение 3 вопроса лекции:
Рабочее время:
1) Должно составлять не более 40 часов в неделю
2) Сокращенное рабочее время (для детей, инвалидов)
3) Неполное рабочее время (сокращение рабочего времени в связи с беременностью)
4) Накануне (сокращенный рабочий день на 1 час перед выходными/праздничными днями)
5) Ночное время (если работа попадает на ночное время, то она сокращается на 1 час)
Время отдыха:
1) Перерыв (от 30 минут; не оплачивается)
2) Перерыв для обогрева (в некоторых видах работы)
3) Еженедельный отдых (не менее 42 часов; 1 выходной при 6-ти часовом рабочем дне, 2 при 5-ти дневном рабочем дне)
4) Праздничные дни (прописаны в трудовом кодексе)
5) Отпуск (минимум 28 дней; 2 обязанности работодателя: сохранить рабочее место, выплата заработной платы)
Обсуждение 5 вопроса лекции:
Ответственность:
· Дисциплинарная (предупреждение/выговор/увольнение) – работник не выполняет свои трудовые обязанности
· Материальная – работник причинил предприятию материальный вред
Обсуждение 6 вопроса лекции:
Надзор и контроль (наблюдение государства за работодателем). Существует 3 инстанции, куда работник может пожаловаться на работодателя:
· Суд
· Трудовая инспекция
· Прокуратура
Данные 3 органа осуществляют надзор и контроль за трудовым законодательством
Обсуждение 7 вопроса лекции:
Трудовые споры:
1) Индивидуальные – работник судится с предприятием по какому-то конфликту
2) Коллективный – коллектив выдвигает претензию работодателю (без суда)
Задание к тренинговой части:
Написать ответ на вопрос «Является ли прогулом то, что преподаватель не выходил онлайн на занятия с учениками, а добавлял задания дистанционно?».
Тренинговая часть занятия
Один из студентов группы, которая находится в teams, по желанию должен огласить свой варианты ответа и выбрать какой, по их мнению, является неверным.
Другой по желанию может опровергнуть данную точку зрения, подкрепляя соответствующими аргументами.
В конце занятия преподаватель просит всех проголосовать за одного из дискутирующих, чье мнение считают более корректным.
Независимое правосудие – необходимое условие верховенства права, политической конкуренции, эффективной и современной экономики, успешной защиты гражданских и социальных прав.
Основные проблемы российского суда сегодня связаны:
· с различными особенностями условий работы судей и институционального дизайна судебной системы, препятствующими независимой судейской деятельности;
· с катастрофическим нарушением принципа состязательности и равноправия сторон в результате дискриминации стороны защиты, доминирования обвинительного уклона, нарушения профессиональных прав адвокатов;
· с фактическим отсутствием реализации конституционной гарантии участия граждан в отправлении правосудия за счет урезания полномочий суда присяжных, за счет слабого участия в квалификационных коллегиях судей, за счет неразвитости института наблюдения и за счет недостаточной открытости в работе судов.
Дискуссия призвана свести на одной площадке представителей различных групп интересов, сторон экспертизы и гражданских активистов, испытывающих на себе проблемы с отсутствием независимого правосудия в России.
Модератор – Борис Долгин, член Оргкомитета ОГФ, член Совета Вольного исторического общества, член Совета просветительского фонда «Эволюция», член Координационного совета Экспертной группы «Европейский диалог», соучредитель АНО «Информационная культура», научный редактор «Полит.ру»
Участники:
Тамара Морщакова — заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, член СПЧ, профессор, заведующая кафедрой судебной власти факультета права НИУ ВШЭ
Кирилл Титаев — ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге
Вадим Клювгант — адвокат, вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы, член редколлегии журнала «Московский адвокат», Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов
Леонид Никитинский — учредитель «Центра правовых программ Леонида Никитинского», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, журналист «Новой газеты»
Сергей Пашин — член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профессор НИУ «Высшая школа экономики», судья в отставке
Андрей Гривцов — адвокат, бывший следователь СК РФ
Тятьяна Марголина — уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Николай Васильев — бывший руководитель аналитического управления аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, кандидат юридических наук
Партнер сессии — «Центр правовых программ Леонида Никитинского»
Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law/administrative_law
Лекция прочитана в г. Волгограде 16 сентября 2016г.
Участники: студенты.
Концепт:
1. Предмет административного права
a. Предмет административного права — это сфера социальных отношений по государственному управлению.
2. Властный субъект как особенность административных отношений
3. Метод административного права
a. Метод – это те способы, при помощи которых происходит государственное управление. Особенность административного метода заключается в том, что метод в административном праве императивный.
b. Императивный метод управления подразумевает, что субъект обладает властью и при помощи этой власти субъект навязывает свою волю управляемому объекту.
4. Сравнение методов гражданского и административного права
5. Диалог со студентами. Сопоставление отношений студент-преподаватель на лекции с административным правом.
a. Студенты ведут дискуссию об отношениях студента и представителей университета. (По мнению студентов эти отношения являются примером административных отношений, так как студенты могут дать взятку преподавателю/члену комиссии)
b. Следуют вопросы к преподавателю. Некоторые очень глупые (вопрос ради вопроса)
6. Способы осуществления управления в административном праве
a. Способ запрета (нельзя нарушать ПДД)
b. Обязывающий способ (владелец ТС обязан зарегистрировать его в соответствующих органах)