Олег Васильевич Верходанов
17.03.1965 — 05.04.2020
5 апреля 2020 года не стало Олега Васильевича Верходанова.
Не передать словами, каким замечательным был этот человек, сколько честности, любви, добра, профессионального рвения и веры в свое дело было в нем.
Но Олег навсегда останется с нами. В нашей памяти, в своей семье, родных и близких, в своих работах.
Лекция, которую вы сейчас увидите, была записана в январе 2020 в рамках III методического семинара для учителей астрономии. Все видео с методических семинаров Вы можете посмотреть в этом плейлисте: www.youtube.com/watch?v=HkVH4zLKGuw
Станислав Дробышевский. Лекция «Прекрасное далёко. Биологическое будущее человека»
30 января 2016, Центр современной культуры «Смена», Казань
Тема будущего всегда привлекала человечество. Как правило, мечты и страхи людей связаны с развитием техники и общественными изменениями, но не менее интересно задуматься о том, что будет происходить с самим человеком. Знания о происхождении и развитии нашего вида позволяют ученым делать предположения об эволюции человека при различных сценариях будущего. Станислав Дробышевский — кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
— Лекция Станислава Дробышевского в «Смене» — «Ухо жаброй не испортишь. Бесполезные части в человеке и чем они полезны»: youtu.be/X6-DKuwHyjY
Лекция состоялась 2 декабря 2015 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано при поддержке креативного пространства «Ткачи».
Съемка и монтаж осуществлены Лабораторией Научных Видео.
Описание:
Что значит видеть мир социологически? С точки зрения неискушенного обывателя, верящего, что социологи заняты в основном изучением общественного мнения, вопрос просто не имеет смысла. Человеку более искушенному известно, что социологи претендуют не только на статус измерителей рейтингов, но и на обладание каким-то более систематическим знанием об устройстве общества. Правда, этим более искушенным людям обычно известно также, что социологи редко соглашаются друг с другом по поводу того, в чем именно это знание состоит. Иногда кажется, что им и вовсе ни о чем никогда не удается договориться.
Центральные вопросы социологии касаются того, как людям удается поддерживать эти формы иллюзии, и почему одни группы предпочитают жить в одной самоподдерживающейся коллективной галлюцинации, а другие – в другой, причем для каждого из них собственный мир является самоочевидным, а в существовании чужого они часто даже не отдают себе отчета.
Лектор: Михаил Михайлович Соколов, кандидат социологических наук, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований.
Это видео было опубликовано на сайте ПостНаука (http://postnauka.ru/). Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.
Древнейшие религиозные тексты, дошедшие до нас от эпохи фараонов, по-разному говорят о том, как египтяне видели сотворение мира. Лишенная догматических представлений, религия Древнего Египта описывала вселенную через множество образов и концепций, подчеркивая, что в каждой из них есть место истине.
Солнце, поднявшееся на лепестках водяного цветка из бездны, и белоснежный «Великий Гоготун»; предвечный солнечный андрогин и великая мать вселенной, творящая её семью изречениями; изначальный холм суши, поднявшийся из вод, населенных существами, погруженными в сон, и бессмертный змей, как форма демиурга, — все это образы египетских легенд о сотворении мира, каждая из которых бытовала в одном из величайших религиозных центров долины Нила.
Многие из этих концепций стали источниками цитат для более поздних форм религиозного сознания человечества.
Обо всем этом и многом другом — на публичной лекции известного российского египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся уникальными авторскими фотоматериалами.
Лекция состоялась в рамках программ 100-летия Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва
Виктор Вахштайн — кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, декан Философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, главный редактор журнала «Социология власти»
Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.
Дискурсивная платформа III сессии проекта «Удел человеческий».
Симпозиум «Время и смыслы. Травма, память, забвение, знание».
Панель 3. Культура памяти и призраки общностей.
Модератор Елена Петровская.
02 декабря 2017
РОСИЗО-ГЦСИ
при партнерстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»
На Нюрнбергском процессе, предваряя хроникальные кадры, снятые в нацистских лагерях после их освобождения, на которых запечатле- ны тысячи мертвых изуродованных тел, обвинитель от Советского Союза заявил, что эти свидетельства неоспоримы, поскольку «мертвые никогда не лгут». Эта риторическая фигура в рамках данного судебного процесса была повторена еще раз – в заключительной речи главного обвинителя от США, заявившего, что обвинять будут «мертвые, погибшие в этот период». Кажется не случайным, что именно кинохроника и фотодокументы стали источником подобных формулировок. Приход фотографии и кинематографа радикально изменил отношение к архиву, прошлому и историческому факту. Фотография и кинематограф, в отличие от письменных источников, обращаются не столько к тому, что надлежит помнить, сколько к случайно зафиксированному забытому или тому, что видеть не надлежит. Такова же и функция свидетеля, пережившего травматические события войны или геноцида. Его высказывание опирается не на знание, а на сам факт выживания, оказываясь в зоне неопределенности права, где как раз и передается голос мертвым.
ОЛЕГ АРОНСОН (РОССИЯ)
Кандидат философских наук, искусствовед, теоретик кино и телевидения. Защитил диссертацию «Философские основания анализа кинематографического пространства». Старший научный сотрудник Института философии РАН. Автор книг «Богема: опыт сообщества» (2002), «Метакино» (2003), «Коммуникативный образ» (2007), «Силы ложного» (2017), а также многочисленных статей о современной философии, теории кино и масс-медиа. Лауреат Премии Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования» (2007).
The discursive platform of the III session of «The Human Condition» project.
Symposium «Time and senses. Trauma, memory, oblivion, knowledge».
Panel 3. Cultural Memory and Spectral Communities.
Moderator Helen Petrovsky.
Oleg Aronson. The Witness and the Rights of the Dead.
National Centre for Contemporary Arts as part of ROSIZO in partnership with Ekaterina Cultural Foundation
At the Nurnberg trial, before screening the footage showing thousands of mutilated dead bodies filmed at the Nazi concentration camps on the day of their liberation, the Prosecutor from the Soviet Union said that such evidence was irrefutable because “the dead never lie”. This figure of speech was repeated again during the trial: in the concluding speech of the US Chief Prosecutor who said that the charges would be made by “the dead, who perished during that period”. It is not accidental that this formulation appeared precisely thanks to the film footage and photo-documents demonstrated. The birth of photography and cinema radically changed the attitude towards archives, the past and historical facts. Photography and cinema, unlike written sources, focus not so much on what needs to be remembered as on randomly captured forgotten facts or something not initially intended for people’s eyes. Such is also the function of a witness who had survived certain traumatic events during a war or genocide. His verbal evidence is based not on knowledge but on the very fact of survival and thus it belongs to the zone of legal indeterminacy whereby the dead are given a voice.
OLEG ARONSON (RUSSIA)
Ph.D. in Philosophy. Art scholar, theoretician of the cinema and television. Senior research fellow at the Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy. Dissertation on the subject “Philosophical principles of analyzing cinematographic space”. Winner of the Andrei Bely Prize in the category of Humanitarian Research (2007). Author of the books Bohemia: Experiences of Community (2002); Meta-cinema (2003); Communicative Image (2007); The Power of Falsehood (in press). He also has to his credit numerous essays on contemporary philosophy, the theory of the cinema and mass media.
Источник — postnauka.ru/video/48493
Как язык описания определяет соотношение объекта и предмета исследования? Чем прикладная концептуализация отличается от фундаментальной? Почему бесполезно говорить, что одному объекту соответствует один предмет? На эти и другие вопросы отвечает кандидат социологических наук Виктор Вахштайн.