Что делает аниме-фильмы сооснователя студии «Гибли» уникальными? Правда ли, что они нарисованы акварелью? Почему Миядзаки работает над ними без сценариев? Откуда берутся волшебные существа в его мирах? Как он сочетает в своем творчестве экологический активизм с любовью к авиации и технике в целом? Ищем ответы в «Моем соседе Тоторо», «Унесённых призраками», «Принцессе Мононоке» и других работах мастера.
Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679), создатель теории общественного договора, посвятил произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» анализу проблем государства.
Левиафан — библейское чудовище, воспринимаемое как сила природы, принижающая человека. Автор использовал этот образ для описания могущественной государственной машины («смертного Бога»). Гоббс отталкивался от постулата о естественном состоянии людей «Bellum omnium contra omnes» («Война всех против всех») и развивал идею «Homos homini lupus est» («Человек человеку волк»). Люди, обреченные на истребление, для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих «естественных прав». По негласно заключаемому общественному договору ими наделено государство, обязующееся сохранить свободное использование оставшимися правами. То есть союзу людей, в котором воля одного является обязательной для всех, передается задача регулирования отношений в обществе. «Левиафана» в свое время запретили в Англии, а перевод произведения на русский язык был сожжен.
«Афи́нская полити́я» (др.-греч. Ἀθηναίων πολιτεία) — трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так называемых «Политий», содержавшего в себе историю и описание строя не менее 158 государств, греческих и «варварских». Является одним из двух сохранившихся от древности трактатов с этим названием (помимо «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта).
«Страх и трепет» — трактат основоположника экзистенциализма Сёрена Кьеркегора. В центре внимания автора — вопрос о вере в Бога и её возможности в современных условиях. В качестве основы мыслитель обращается к ветхозаветной повести об Аврааме и его любимом сыне Исааке (Быт. 22:1-19). Парадоксальную сущность веры Кьеркегор вскрывает через размышления по поводу чуда спасения Исаака и самоотверженности Авраама.
«О четверояком корне закона достаточного основания» — обработанная спустя многие годы Шопенгауэром докторская диссертация, которая, по его собственным словам, положила основание всей его философии. В этой работе, относящейся к области теории познания, рассматриваются вопросы применения и структуры «первозакона» — закона достаточного основания как закона причинности. В главном труде Шопенгауэра «Мир как воля и представление» содержатся многочисленные отсылки к данной работе.
«Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» — философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене. Считается переломной работой, ознаменовавшей переход от философии Ренессанса и начавшей эпоху философии Нового времени и современное научное познание.