Дискуссия Натальи Смолянской, Александра Маркова, Виктора Вахштайна и Кети Чухров
Дискуссия Натальи Смолянской, Александра Маркова, Виктора Вахштайна, Кети Чухров «Искусство вне эстетики, эстетика вне искусства» 25.01.2016
В лекционном цикле «Неудовлетворенность эстетикой: теоретические, научные и спекулятивные исследования» была рассмотрена эстетика в «расширенном поле», выходя за пределы сугубо философской или искусствоведческой проблематики и предоставляя слово другим областям знания. Так, помимо континентальной эстетической традиции (Кант,
Гегель, Хайдеггер, Адорно) в рамках проекта обсуждаются аналитическая философия, советская марксистская традиция, теории новых медиа, а также современные спекулятивные тенденции; наравне с российскими и международными
специалистами в области гуманитарных наук в проекте примут участие нейробиологи, математики и экологи.
Круглый стол «Искусство вне эстетики, эстетика вне искусства», открывший новый лекционный цикл Философского клуба на Винзаводе, посвящен отношениям между постконцептуальными художественными практиками и эстетической теорией. Специалисты из различных областей знания (включая философию, социологию, филологию, теорию
искусства и исследования культуры) предложили к обсуждению свои тезисы относительно того, в какой форме сегодня может существовать эстетика и в какой мере современное искусство остается объектом ее исследования.
Отношения эстетики и искусства можно определить следующим образом: как наука о чувственном познании она шире своего объекта исследования, но в качестве формы некогнитивного она сильно ограничена в описании актуальных художественных
практик. Но даже если понимать эстетику в узком смысле как синоним философии искусства, эта дисциплина сегодня утрачивает свое право на интерпретацию искусства, потому что последнее все чаще определяется целым рядом исследователей не просто как внеэстетическое, но как пост-концептуальное. Связывая генеалогию искусства с
радикальными изменениями 1960-х годов, т. е. онтологическим разрывом с объектными и медиум-специфичными практиками, философы и критики предлагают рассматривать искусство с точки зрения пост-эстетической поэтики. Симптомом этого состояния можно назвать и то, что дискурсивные, коммуникационные и социально-ориентированные тенденции в искусстве последних лет говорят языком социологии и политики, лишь изредка обращаясь к философскому языку искусства. Таким образом, искусство и эстетика оказываются по разные стороны баррикад, сохраняя связь лишь в силу институциональной инерции.
Тем не менее, как заметила группа «Art