Легенда о сотворении. Космогонии Древнего Египта. Лекция Виктора Солкина


Древнейшие религиозные тексты, дошедшие до нас от эпохи фараонов, по-разному говорят о том, как египтяне видели сотворение мира. Лишенная догматических представлений, религия Древнего Египта описывала вселенную через множество образов и концепций, подчеркивая, что в каждой из них есть место истине.
Солнце, поднявшееся на лепестках водяного цветка из бездны, и белоснежный «Великий Гоготун»; предвечный солнечный андрогин и великая мать вселенной, творящая её семью изречениями; изначальный холм суши, поднявшийся из вод, населенных существами, погруженными в сон, и бессмертный змей, как форма демиурга, — все это образы египетских легенд о сотворении мира, каждая из которых бытовала в одном из величайших религиозных центров долины Нила.
Многие из этих концепций стали источниками цитат для более поздних форм религиозного сознания человечества.

Обо всем этом и многом другом — на публичной лекции известного российского египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся уникальными авторскими фотоматериалами.

Лекция состоялась в рамках программ 100-летия Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва

Запись от 17 апреля 2018

МИХАИЛ СОКОЛОВ - «Стационарные бандиты и воображаемые сообщества»


ytimg.preload(https://r11---sn-axq7sn7z.googlevideo.com/generate_204);ytimg.preload(https://r11---sn-axq7sn7z.googlevideo.com/generate_204?conn2);МИХАИЛ СОКОЛОВ — «Стационарные бандиты и воображаемые сообщества» — YouTube<link rel=«alternate» type=«application/json oembed» href=«www.youtube.com/oembed?format=json

Социология доверия — Виктор Вахштайн


О видах доверия, технооптимизме и доверии как государственном активе — рассказывает социолог Виктор Вахштайн

Расшифровку читайте здесь — postnauka.ru/video/92489

Виктор Вахштайн — кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, декан Философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, главный редактор журнала «Социология власти»

Поддержать ПостНауку — postnauka.ru/donate/

Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.

Следите за нами в социальных сетях:
VK: vk.com/postnauka
FB: www.facebook.com/postnauka/
Twitter: twitter.com/postnauka
Одноклассники: ok.ru/postnauka
Telegram: t.me/postnauka

Олег Аронсон. Свидетель и право мертвых


*scroll to english*

Дискурсивная платформа III сессии проекта «Удел человеческий».
Симпозиум «Время и смыслы. Травма, память, забвение, знание».
Панель 3. Культура памяти и призраки общностей.
Модератор Елена Петровская.
02 декабря 2017

РОСИЗО-ГЦСИ
при партнерстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»

На Нюрнбергском процессе, предваряя хроникальные кадры, снятые в нацистских лагерях после их освобождения, на которых запечатле- ны тысячи мертвых изуродованных тел, обвинитель от Советского Союза заявил, что эти свидетельства неоспоримы, поскольку «мертвые никогда не лгут». Эта риторическая фигура в рамках данного судебного процесса была повторена еще раз – в заключительной речи главного обвинителя от США, заявившего, что обвинять будут «мертвые, погибшие в этот период». Кажется не случайным, что именно кинохроника и фотодокументы стали источником подобных формулировок. Приход фотографии и кинематографа радикально изменил отношение к архиву, прошлому и историческому факту. Фотография и кинематограф, в отличие от письменных источников, обращаются не столько к тому, что надлежит помнить, сколько к случайно зафиксированному забытому или тому, что видеть не надлежит. Такова же и функция свидетеля, пережившего травматические события войны или геноцида. Его высказывание опирается не на знание, а на сам факт выживания, оказываясь в зоне неопределенности права, где как раз и передается голос мертвым.

ОЛЕГ АРОНСОН (РОССИЯ)
Кандидат философских наук, искусствовед, теоретик кино и телевидения. Защитил диссертацию «Философские основания анализа кинематографического пространства». Старший научный сотрудник Института философии РАН. Автор книг «Богема: опыт сообщества» (2002), «Метакино» (2003), «Коммуникативный образ» (2007), «Силы ложного» (2017), а также многочисленных статей о современной философии, теории кино и масс-медиа. Лауреат Премии Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования» (2007).

The discursive platform of the III session of «The Human Condition» project.
Symposium «Time and senses. Trauma, memory, oblivion, knowledge».
Panel 3. Cultural Memory and Spectral Communities.
Moderator Helen Petrovsky.

Oleg Aronson. The Witness and the Rights of the Dead.

National Centre for Contemporary Arts as part of ROSIZO in partnership with Ekaterina Cultural Foundation

At the Nurnberg trial, before screening the footage showing thousands of mutilated dead bodies filmed at the Nazi concentration camps on the day of their liberation, the Prosecutor from the Soviet Union said that such evidence was irrefutable because “the dead never lie”. This figure of speech was repeated again during the trial: in the concluding speech of the US Chief Prosecutor who said that the charges would be made by “the dead, who perished during that period”. It is not accidental that this formulation appeared precisely thanks to the film footage and photo-documents demonstrated. The birth of photography and cinema radically changed the attitude towards archives, the past and historical facts. Photography and cinema, unlike written sources, focus not so much on what needs to be remembered as on randomly captured forgotten facts or something not initially intended for people’s eyes. Such is also the function of a witness who had survived certain traumatic events during a war or genocide. His verbal evidence is based not on knowledge but on the very fact of survival and thus it belongs to the zone of legal indeterminacy whereby the dead are given a voice.

OLEG ARONSON (RUSSIA)
Ph.D. in Philosophy. Art scholar, theoretician of the cinema and television. Senior research fellow at the Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy. Dissertation on the subject “Philosophical principles of analyzing cinematographic space”. Winner of the Andrei Bely Prize in the category of Humanitarian Research (2007). Author of the books Bohemia: Experiences of Community (2002); Meta-cinema (2003); Communicative Image (2007); The Power of Falsehood (in press). He also has to his credit numerous essays on contemporary philosophy, the theory of the cinema and mass media.

02 December 2017

Объект и предмет в социологическом исследовании — Виктор Вахштайн


Источник — postnauka.ru/video/48493
Как язык описания определяет соотношение объекта и предмета исследования? Чем прикладная концептуализация отличается от фундаментальной? Почему бесполезно говорить, что одному объекту соответствует один предмет? На эти и другие вопросы отвечает кандидат социологических наук Виктор Вахштайн.

Виктор Вахштайн: Онтологические метафоры в социальных исследованиях технологий


Future Foundation Technology Ethics Conference

Программа, спикеры: futuref.org/technoethics2016
Презентации докладов: www.slideshare.net/Future_Foundation
Фотографии: www.facebook.com/futurefo/photos/?tab=album

Паразиты


Семья Ки Тэка живет в полуподвале и перебивается мизерными заработками, собирая упаковки для пиццы. Ситуация меняется, когда старший сын Ки Ву, благодаря рекомендации друга, фальшивому диплому и природному обаянию, получает работу репетитора английского языка дочери бизнесмена Пака. Оказавшись в роскошном доме, парень находит весьма нетривиальный способ решить проблемы своих родных

Панель 2. Травма памяти и ее эстетизация. Виктор Мазин. Вступительное слово


*scroll to english*

Дискурсивная платформа III сессии проекта «Удел человеческий».
Симпозиум «Время и смыслы. Травма, память, забвение, знание».
Панель 2. Травма памяти и ее эстетизация
Модератор Виктор Мазин.
02 декабря 2017

РОСИЗО-ГЦСИ
при партнерстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»

Виктор Мазин. Вступительное слово

Память не обходится без травм. Более того, сама организация памяти имеет в своем основании травму. Парадокс при этом заключается в том, что травма не вписывается в память или, говоря словами Лакана, не перестает не вписываться. К этой невозможной символизации как раз и может обращаться искусство.
Роль искусства трудно переоценить в работе с архивами и с эстетизацией травмы, с наложением на нее эстетических бинтов. Сокрытие пустоты – открытие травмы, высвобождающее призраков. Техника искусства, искусство как техника – не столько изгоняет призраков, сколько гостеприимно открывает им свои объятия. Вопросы отношения памяти, травмы, призраков заново артикулируются в новой цифровой вселенной.
Все эти проблемы требуют разностороннего трансверсального рассмотрения. По этой причине мы объединяем усилия художников, философов, критиков, медиатеоретиков и психоаналитиков.

ВИКТОР МАЗИН (РОССИЯ)
Кандидат философских наук. Теоретик визуальной культуры, куратор, психоаналитик, основатель Музея сновидений Фрейда (1999), почетный профессор Международного института глубинной психологии (Киев), почетный член совета The Museum of Jurassic Technology (Лос-Анджелес), главный редактор журнала «Кабинет», соредактор Journal for Lacanian Studies (Лондон), Journal of European Psychoanalysis (Рим), Transmission (Шеффилд), Psychoanalytic Discours (Тегеран). Курировал множество выставок в России, Австрии, Финляндии, Германии, США. Печатался в журналах: «Художественный журнал» (Москва); «Критическая масса» (Москва); ДИ (Москва); Cultural Studies, Cabinet (Нью-Йорк), The New Formation (Лондон) Journal for Lacanian Studies (Лондон), Journal of European Psychoanalysis (Рим), Transmission (Рим). Статьи и книги переведены на немецкий, английский, французский, японский, словенский, голландский и другие языки.

The discursive platform of the III session of «The Human Condition» project.
Symposium «Time and senses. Trauma, memory, oblivion, knowledge».
Panel 2. Memory Trauma and its Aestheticization
Moderator Victor Mazin.

Victor Mazin. Welcome speech

Memory is always associated with traumas. Moreover, the very structure of memory is based on trauma. At the same time, paradoxically, trauma is not compatible with memory, or to quote Lacan, trauma refuses to withdraw from memory. This impossible symbolization is just the challenge for art to address. The role of art can hardly be overestimated in archival research and in the aestheticization of trauma, its covering with aesthetic bandages. Concealment of emptiness is an opening of a trauma releasing ghosts. Art techniques, art as a set of techniques, does not drive away the ghosts but rather opens its hospitable embrace to them. The problem of memory, trauma, and ghosts is articulated anew in the new digital universe. All these questions require a comprehensive transversal consideration. Therefore we need to unite the efforts of artists, philosophers, critics, media theorists, and psychoanalysts to discuss these vital themes.

VICTOR MAZIN (RUSSIA)
Theoretician of visual culture, art curator, psychoanalyst. Ph.D in Philosophy. Honorable Professor at the International Institute of Depth Psychology (Kiev), head of the section for theoretical psychoanalysis at the Eastern-European Institute of Psychoanalysis (St Petersburg). Founder of the Freud Museum of Dreams (1999); Honorary member of the council at The Museum of Jurassic Technology (Los-Angeles); Editor-in-chief of the journal Cabinet and co-editor of the Journal for Lacanian Studies (London), Journal of European Psychoanalysis (Rome), Transmission (Sheffield), Psychoanalytic Discourse (Tehran). Curated exhibitions in Russia, Austria, Finland, Germany, and USA. He has many published books and articles to his name. His papers were published in The Art Magazine (Moscow), Critical Mass
(Moscow), DI (Moscow), Cultural Studies, Cabinet (N.Y.), The New Formation (London) Journal for Lacanian Studies (London), Journal of European Psychoanalysis (Rome), Transmission (Sheffield). His books and article were translated into German, English, French, Japanese, Slovenian, Dutch, and other languages.

National Centre for Contemporary Arts as part of ROSIZO in partnership with Ekaterina Cultural Foundation

02 December 2017

Реальная любовь


Любовь незабываемая и недосягаемая, вызывающая сожаление и экстатическая, неожиданная и нежеланная, неудобная и необъяснимая, неизящная и неравная. Любовь поистине правит всеми вокруг. От премьер-министра, мгновенно влюбившегося в сотрудницу своего аппарата, — до писателя, сбежавшего на юг Франции, чтобы склеить свое разбитое сердце… От замужней женщины, подозревающей, что ее муж отдаляется от нее, — до женщины, только что вступившей в брак и почувствовавшей холодность лучшего друга своего мужа… От тинейджера, пытающегося завоевать внимание самой неприступной девочки в школе, — до овдовевшего отчима, пытающегося установить контакт с сыном, которого, как вдруг выясняется, он почти не знает… От страдающей из-за безнадежной любви юной американки, решившей не упустить своего шанса с сослуживцем, — до стареющего рок-певца, ставшего жертвой внезапно накатившего чувства… Любовь вносит хаос в жизнь каждого из них, но не случайно пути-дороги лондонцев сталкиваются в канун Рождества…