Философия Г. Гегеля.


Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Учение об Абсолютной идее Г. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель по праву является вершиной всей немецкой классической философии. В своем учении он открыл и обосновал с позиции абсолютного идеализма более ста пятидесяти совершенно новых философских терминов и категорий, открыл, ставшие знаменитыми законы диалектики.
В видеолекции рассматривается учение об Абсолютной идее, анализируются стадии ее развития, рассматривается Логика, Философия природы, Философия духа, анализируются основные понятия гегелевского учения об Абсолютной идее — «Бытие», «Ничто», «Становление», «Количество», «Качество», «Мера», «Скачок», «Инобытие», «Отчуждение», «Субъективный дух», «Объективный дух», «Абсолютный дух».

Мировые религии. Буддизм.


Лекция по курсу «История религий мира» к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по курсу «История религий мира»: Буддизм: общая характеристика.
Буддизм (Буддадхарма, Бодхидхарма) — первая мировая религия. Это религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э.
Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Распространение буддизма способствовало созданию культурных синкретических комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.
В современном мире подлинной цитаделью классического буддизма является Тибет, где уже в первом тысячелетии н.э., буддизм был признан в качестве официальной религии.
По данным Encyclopedia Britannica, в 2011 году численность буддистов составляла 780 миллионов человек.
Буддизм проработал и по-новому переосмыслил ключевые понятия индийской культуры — кармы (закона воздаяния), сансары (реинкарнации, колеса перерождений) и нирваны (освобождения)
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах.
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
1. Учение о четырех благородных истинах.
2. Учение о личности.

Философия З. Фрейда.


Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Зигмунда Фрейда.
История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний.
Чтобы лечить психическое заболевание, нужно знать его причину, а это гораздо сложнее, чем узнать причину соматического заболевания. Поэтому Фрейд вначале увлекается гипнозом: ему кажется, что с помощью гипноза возможно открыть те глубины человеческой психики, в которых берут начало сложные психические заболевания. Исследуя своих пациентов при помощи гипноза, Фрейд делает поразительное для того времени открытие: оказывается, душевная жизнь человека не ограничивается его сознанием. В философии, начиная с XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, И. Кант и т. п.), преобладала концепция полной открытости нашего сознания. Считалось, что все наше сознание можно исследовать при помощи разума.
Фрейд же при помощи гипноза установил, что сознание, которое доступно человеку в обычном его состоянии, это лишь очень небольшая часть всей психической деятельности человека. Кроме сознательной, в психике есть еще и подсознательная, и бессознательная сфера. И именно бессознательная сфера определяет сознание.
В лекции анализируются знаменитые принципы метода психоанализа З. Фрейда, рассматривается концепция возникновения культуры, анализируется структура личности.

Сократ. Жизнь и творчество.


Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна
Видеолекция по философии: Философия Сократа.
В философии Сократа принцип «человекомеры» Протагора меняет свое значение и, как говорил Г. Гегель, может быть сформулирован так: «человек как мыслящий есть мера всех вещей».
В противоположность натурфилософам, Сократ хотел ограничиться этическими исследованиями; ибо они одни, по его мнению, имеют цену для человека, и лишь ими в состоянии овладеть познавательная способность человека; напротив, натурфилософские умозрения не только бесплодны, но и тщетны и даже дерзостны.
Прежде, до Сократа, истина понималась древними греками как нечто окончательно сложившееся, готовое. Она могла быть уловлена сознанием мыслителя и без особых затруднений передана другому, чье мышление открыто для извлечения абсолютной истины. Сократ отказывается от этой предпосылки. Невозможно внести истину в душу человека, как нельзя заставить видеть слепого от рождения.
Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель, и судьба, Сократ главной своей задачей полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении — существо разумное. И его философия может быть поэтому, определена как этический и антропологический рационализм.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1. Биография Сократа — основные вехи.
2. Этический рационализм Сократа — «Познай себя», как непрерывное стремление с самосовершенствованию.
3. Метод Сократа: майевтика, диалектика, определение, индукция, ирония.
4. Моральные парадоксы Сократа: знание есть добродетель.
5. Сократ о душе и даймонионе (внутреннем голосе).

Теория познания И. Канта.


Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Гносеология Иммануила Канта.
В видеолекции рассматриваются апостериорные и априорные суждения Канта, анализируется понятие «ноумена» (вещи в себе) и «феномена» (явления), описывается проблема соотношения трансцендентного и трансцендентального, рассматривается общая характеристика познавательного процесса, включая анализ трех фундаментальных ступеней в человеческом познании: чувственности, рассудка и разума, дается характеристика знаменитому «коперникианскому перевороту» в философии, который совершил И. Кант, анализируется проблема трансцендентального единства апперцепции.

Философия софистов


Лекция по философии к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна
Видеолекция по философии: Софисты.
C середины пятого века до нашей эры, среди греков начинают выступать воззрения, распространение которых произвело через несколько десятилетий коренное изменение в образе мыслей образованных кругов и в направлении научной деятельности. В прошлый раз мы говорили о том, что для нас более важными являются не итоги того или иного философского размышления, а само философское размышление, не результаты, а методология мышления, ибо от того, КАК я мыслю, я могу найти ответ на вопрос ЧТО я мыслю.
Быть мудрым и обладать знанием стало как престижным, так и необходимым. Рабовладельческая демократия Древней Греции давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса. Это предполагало владение рядом определенных, специфических знаний, в частности, риторики, логики, ораторского мастерства.
Изучая античных софистов, мы на каждом шагу убеждаемся, что схемы предыдущего космологического, натуралистического периода философии действительно перестали удовлетворять новое и слишком тонкое, слишком беспокойное сознание. Греческие софисты — утонченные натуры, которые нельзя удовлетворить никакими схемами и которые все время стремятся к максимально разностороннему переживанию жизни и к максимально разностороннему ее использованию.

Античная философия. Лекция 1/14. Возникновение философии у греков.


Лекции по античной философии. Съемка и монтаж: Виктория Бабяк, Яна Рожнятовская

Персональный философский сайт: andriibaumeister.com
Facebook: www.facebook.com/andriibaumeister

Спасибо Павлу Сороке за расшифровку:
00:28 Рекомендованная литература

1. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1
goo.gl/Cc1RkV

2. Пьер Адо Что такое античная философия?
goo.gl/mfnR3u

3. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию
goo.gl/JSMzRs

02:42 Античная философия. Временные рамки
06:00 Античная философская традиция в раннем христианстве
08:15 Взаимотношение античной философии и христианства. Конфликт
10:00 Апология раннего христианства. Высокомерие античной философии
11:30 Раннее христианство принимает античное наследие
Кратко о раннем христианстве
16:00 Культура Античности: традиция устного слова. Появление письменной традиции
Заслуги раннего христианства в сохранении античной культуры
23:30 «Философия начинается в Греции». Существовала ли Философия раньше
Как начинается Философия. Признаки философского мышления.
27:30 Первые философские вопросы. Философское удивление. Попытки отвечать
32:30 Отношение к первым философам. Насмешки
34:50 Забывание. Работа с памятью
38:30 Аристофан. Облака
43:25 Аристотель о сущности мудрости. Бесполезность философии
47:05 Вопросы
47:25 Древнегреческая философия и иудаизм
49:25 Истоки древнегреческой философии: мифология и политическое устройство

Тахо-Годи А. А. Греческая мифология
goo.gl/4PGyjF

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян
goo.gl/vLVGse

Доддс Э.Р. Греки и иррациональное
goo.gl/cF37V4

"Что делать?" Философия Фридриха Ницше и теория сверхчеловека сегодня.


Эфир: 07.09.2014. Выпуск 385.

15 октября 1844 года родился один из самых известных и популярных, что очень существенно, философов мира Фридрих Ницше. Об оригинальности его как философа и его философии пойдёт речь в очередной передаче «Что делать?» Почему Ницше пришёл к выводу о смерти Бога, на каком основании он вывел положение о появлении сверхчеловека. В чём суть моральной доктрины Ницше? Является ли она доктриной аморализма? Несёт ли Ницше ответственность за те политические и этические взгляды, которые в ХХ веке прямо апеллировали к его философскому наследию? Насколько популярна идея сверхчеловека среди сегодняшней молодежи, во многом придерживающейся ценностей индивидуализма? Вот только некоторые вопросы, которые будут обсуждаться в этой передаче.

Автор и ведущий: Виталий Третьяков

Участники:

1. Эбаноидзе Игорь Александрович, главный редактор издательства «Культурная революция», кандидат философских наук
2. Синеокая Юлия Вадимовна, доктор философских наук
3. Жеребин Алексей Иосифович, доктор филологических наук, президент Российского союза германистов (Санкт-Петербург)
4. Вольский Алексей Львович, кандидат философских наук (Санкт-Петербург)
5. Скворцов Алексей Алексеевич, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Сущность и природа человека. Любовь.


Лекция по философской антропологии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философской антропологии: Феномен любви: общая характеристика.
Философская энциклопедия определяет любовь как интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления любви определяются тем, что в нем, как в фокусе, пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого.
Габриэль Гарсия Маркес как-то сказал: «Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой».
Вопросы лекции:
1. Понятие «любовь».
2. Виды любви.
3. Идеал любви.
4. Противоречия реальной любви.

История религий мира. Национальные религии Китая. Конфуцианство.


Лекция по курсу «История религий мира» к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по курсу «История религий мира» — Национальные религии Китая. Конфуцианство.
Конфуций (551-479) не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».
В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.
Некоторые мысли и изречения Конфуция:
— Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
-Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
— Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
— Достойный человек не идет по следам других людей.
— Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по — доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
— Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
— Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
— Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
— Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
— В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.