В рамках дисциплины «Основы проектной деятельности» мы запускаем ряд видеороликов для абитуриентов. Преподаватели и студенты ДВФУ расскажут всё самое интересное о твоём направлении подготовки и помогут сделать правильный выбор!
«Так говорил Заратустра» — знаменитое произведение Фридриха Ницше. В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра. Почему мы считаем, что об этом сюжете надо знать? Наши три довода «за»: 1) Фридрих Ницше первым представил стройную философскую систему где в центре мира ставился человек. 2) Без Фридриха Ницше вероятно вся история человеческой мысли с начала 20 века развивалась бы иначе. 3) Незаслуженно идеи Ницше долгое время считали одним из источников нацизма.
О понятии городских сообществ, что оно скрывает, чем не является, как эволюционировало в социальной мысли — расскажет социолог Виктор Вахштайн
Виктор Вахштайн — кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН.
• В 2003 году получил степень MA in Sociology Университета Манчестера.
• В 2007 г. стал кандидатом социологических наук, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Теория фреймов как инструмент социологического анализа повседневного мира».
• Является деканом факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук, деканом философско-социологического факультета РАНХиГС при Президенте РФ; заведует кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте РФ; возглавляет Центр социологических исследований РАНХиГС и Международный центр современной социологической теории МВШСЭН.
• С 2011 г. является главным редактором журнала «Социология власти» (http://socofpower.ranepa.ru/)
Дискуссия Натальи Смолянской, Александра Маркова, Виктора Вахштайна, Кети Чухров «Искусство вне эстетики, эстетика вне искусства» 25.01.2016
В лекционном цикле «Неудовлетворенность эстетикой: теоретические, научные и спекулятивные исследования» была рассмотрена эстетика в «расширенном поле», выходя за пределы сугубо философской или искусствоведческой проблематики и предоставляя слово другим областям знания. Так, помимо континентальной эстетической традиции (Кант,
Гегель, Хайдеггер, Адорно) в рамках проекта обсуждаются аналитическая философия, советская марксистская традиция, теории новых медиа, а также современные спекулятивные тенденции; наравне с российскими и международными
специалистами в области гуманитарных наук в проекте примут участие нейробиологи, математики и экологи.
Круглый стол «Искусство вне эстетики, эстетика вне искусства», открывший новый лекционный цикл Философского клуба на Винзаводе, посвящен отношениям между постконцептуальными художественными практиками и эстетической теорией. Специалисты из различных областей знания (включая философию, социологию, филологию, теорию
искусства и исследования культуры) предложили к обсуждению свои тезисы относительно того, в какой форме сегодня может существовать эстетика и в какой мере современное искусство остается объектом ее исследования.
Отношения эстетики и искусства можно определить следующим образом: как наука о чувственном познании она шире своего объекта исследования, но в качестве формы некогнитивного она сильно ограничена в описании актуальных художественных
практик. Но даже если понимать эстетику в узком смысле как синоним философии искусства, эта дисциплина сегодня утрачивает свое право на интерпретацию искусства, потому что последнее все чаще определяется целым рядом исследователей не просто как внеэстетическое, но как пост-концептуальное. Связывая генеалогию искусства с
радикальными изменениями 1960-х годов, т. е. онтологическим разрывом с объектными и медиум-специфичными практиками, философы и критики предлагают рассматривать искусство с точки зрения пост-эстетической поэтики. Симптомом этого состояния можно назвать и то, что дискурсивные, коммуникационные и социально-ориентированные тенденции в искусстве последних лет говорят языком социологии и политики, лишь изредка обращаясь к философскому языку искусства. Таким образом, искусство и эстетика оказываются по разные стороны баррикад, сохраняя связь лишь в силу институциональной инерции.
Виктор Вахштайн «Город как пространство общей судьбы: политическая vs социология повседневности»
Эта лекция представляет собой разбор трех «шахматных партий», сыгранных в разное время на разных досках игроками разного уровня.
… В 1910-х годах Георг Зиммель совершил, как ему тогда казалось, сокрушительный прорыв в деле социологизации кантовских трансцендентальных категорий. Результатом этого прорыва – предполагающего «опрокидывание априорных форм в мир бытия» (ход хорошо знакомый всем историкам философии, но связанный с именем другого теоретика) – стала концептуализация Судьбы в качестве одного из «операторов неслучайности» событийных связей. Идея «общей судьбы» или «судьбической общности» некоторое время занимала почетное место в арсенале ранней немецкой социологии, но, кажется, была предана стыдливому забвению в послевоенной социальной теории.
… В 60-е годы ХХ века категория «общей судьбы» неожиданно всплывет в совсем ином контексте – как один из самых спорных элементов в концептуализации городского общественного пространства.
… В 2010-е годы апелляция к идее «общей судьбы» вновь станет востребована в споре о соотношении городской теории и городской идеологии, языков метаописания и самоописания города.
В лекции мы попытаемся проследить траекторию этого призрачного концепта, обозначить его импликации для политической теории, социологии города и социологической эпистемологии.
Виктор Вахштайн — декан факультета социальных наук МВШСЭН, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии ФСФ РАНХиГС