Марксизм часто обвиняют в его якобы псевдонаучности, мол все это ваши комуняцкие догмы, всё это какая-то религиозная секта умалишенных и т.д. Но так ли это на самом деле? Насколько справедливы подобного рода заявления?
Чтобы понять является ли марксизм научным или псевдонаучным, следует изучить самые основные положения этого учения и выяснить как же Маркс к ним пришел.
Научный фундамент марксизма. На основе книги Мориса Корнфорта «Открытая философия и открытое общество. Основы марксистской социальной теории».
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия марксизма. Часть первая. Введение в философию марксизма.
Карл Маркс (1818 — 1883) — является одной из самых известных, почти культовых личностей в истории человечества. Трудно представить другого мыслителя, чья жизнь и творчество вызывали бы такие же споры, комментарии, дискуссии, публичные дебаты, нежели К. Маркс.
Творческое наследие К. Маркса включает в себя около 50 томов, он является основоположником и родоначальником исторического и диалектического материализма, теории прибавочной стоимости, теории классовой борьбы.
На страницах своих работ К. Маркс поднимает вопросы и проблемы, которые не утратили значимости и в современном мире — проблему отчуждения труда, проблему осмысления человеческой истории, проблему Человека.
В лекции рассматриваются основные вехи жизненного и творческого пути К. Маркса.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия марксизма. Часть первая. Проблема отчуждения труда.
Труд — один из ключевых феноменов, исследуемых К. Марксом на протяжении всего его творчества. Труд не только позволил преобразовать, переделать окружающие предметы, но и привести к преобразованию и развитию самого человека. Именно труд создал человека, сделал его думающим социальным существом.
Маркс скажет, что именно труд есть порождение человеком самого себя, что только в труде человека осуществляет самого себя наиболее полно и целостно.
Почему же тогда этот великий труд рассматривается К. Марксом как нечто чуждое человеку, забирающее у него человеческую самость, лишающую личностной индивидуальности, изнуряющее человека?
Потому что тот труд, который мы, по мысли К. Маркса, наблюдаем на капиталистических фабриках и заводах, является для рабочих чем-то внешним, не принадлежащим им. В своем труде, говорит Маркс, рабочий не утверждает, но отрицает самое себя, не развивает, но изнуряет свою физическую и духовную энергию.
Поэтому в капиталистическом обществе рабочий только вне труда может чувствовать себя самим собой. Однако, в силу того что человеку остается невероятно мало времени для того, чтобы восстановиться после тяжелого рабочего дня, ни о каком духовном, культурном и социальном развитии не может быть и речи.
Поэтому, согласно К. Марксу, мы наблюдаем процесс неуклонной деградации рабочих как личностей, когда рабочие неизбежно доходят до практически животного состояния, выполняя и поддерживая лишь необходимые физиологические функции.
Для Семена Франка “мы” главнее, чем “я”, а контакт между людьми он считал шагом к познанию мира. При этом Франк страшно критиковал коллективизм, который, по его мнению, убивал личность. Эта точка зрения оказалась для него роковой. “Всякий диктат противоречит свободе,” — говорил Франк в 1917 году, за что его и выслали из России.
Это не помешало ему оставаться одним из главных мыслителей своего времени. “Бог — это не небо над нами, а глубина бытия,” — эта фраза стала крылатой. И сегодня, когда говорят, что за коллективным разумом — будущее, когда отовсюду мы слышим о ценности совместного труда, о командности и общих целях — идеи Франка не теряют своей актуальности.
Самое время понять, как нам сберечь общее пространство, сохранить единство целей и намерений, научиться договариваться и понимать друг друга. О том, как это сделать — и написаны работы Франка.
«Два великих современника, великих мыслителя, друзья, разделенные нацизмом так, как многих из нас разделил Крым. Мартин Хайдеггер — великий, но не симпатичный мне ум, хотя и очень близкий в своих исканиях, и Карл Ясперс — ум не менее великий, но мне глубоко симпатичный и очень близкий не только в философской экзистенции, но и в осуществлении им своего жизненного проекта.»
Немецкий философ Освальд Шпенглер начал писать главную книгу своей жизни в 1918 году, сразу после поражения Германии в Первой мировой войне. Шпенглер был беден и одинок, он работал над книгой по ночам, а на дверь вешал табличку “В отъезде”, чтобы никто его не беспокоил. В результате появился “Закат Европы” — сенсационная книга, в которой мировая война рассматривалась как начало агонии всей европейской цивилизации.
Шпенглер описал законы, по которым развивается любая цивилизация. Как и человек, она переживает этапы детства, юности, зрелости и старости. Верны ли его предположения? Действительно ли сегодняшняя европейская цивилизация переживает период своего упадка? И какая цивилизация может прийти ей на смену?