Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Бенедикта Спинозы.
Бенедикт, или Барух Спиноза, известный в своем студенческом кружке под прозвищем «Бенто», является одной из самых необычных фигур на историческом полотне философии. Мыслитель, который поставил Бога выше всего, оказавшийся проклятым и подвергнутым анафеме со стороны представителей христианской и иудейской конфессий. Человек, сделавший свою философию образом жизни.
В видеолекции рассматривается проблема субстанции в творчестве Спинозы, анализируется формирование его собственной онтологической монистической установки. Подробно разбирается одна из самых ихвестных фраз Спинозы — «Свобода есть познанная необходимость», а также анализируется учение об аффектах.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Основные философские идеи Джона Локка.
Джон Локк, английский мыслитель, один из апологетов новоевропейского сенсуализма, человек, невероятно терпимый ко всему инаковому, является одним из самых удачливых философов в истории новоевропейской культуры. Пик его расцвета приходится на время, когда у руля государственной власти оказываются люди, целиком и полностью разделяющие взгляды Д. Локка.
В лекции рассматриваются основные гносеологические и политические взгляды английского мыслителя: учение о первичных и вторичных качествах, учение о «Tabula rasa», теория общественного договора.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Основные идеи философии Рене Декарта.
Рене Декарт, французский философ и математик, великий Картезий, основатель учения о рефлексах, создатель знаменитой концепции универсального сомнения, по праву считается основателем современной мировой философии.
В видеолекции рассматривается теория универсального сомнения, анализируются основные правила для руководства ума, разбираются основные виды идей, анализируется феномен дедуктивного метода.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Давида Юма.
Давид Юм характеризует собой крушение рационализма XVIII века. Обоснование Д. Юмом того факта, что наши размышления о всеобщих и закономерных причинно-следственных отношениях, являются не более чем мифом, нашей привычкой, послужило причиной знаменитого «скандала в философии», как об этом чуть позже напишет основоположник немецкой философии, Иммануил Кант.
В видеолекции рассмотрены основные идеи Д. Юма: учение о впечатлениях и идеях, понимание перцепции, теория личности, опровержение каузальной теории.
Источник: Г. В. Лейбниц, «Соч. в 4 томах, т. 1, «Мысль», Москва», 1982, с. 413-429. Пер. Е. Боброва, c изд.: G. W. Leibniz, “Ohne Überschrift, enthaltend die sogenannte Monadologie”, [in:] “Die philosophischen Schriften”, éd. Karl Immanuel Gerhardt, Band 6, 607-623 (https://fr.wikisource.org/wiki/Livre:Leibniz_-_Die_philosophischen_Schriften_hg._Gerhardt_Band_6.djvu)
„Произведение дошло до нас в трех списках. Первый из них представляет собой первоначальный набросок, сделанный рукой Лейбница и уже разделенный на параграфы. Второй – сделанный другой рукой – его копия, которую автор исправил и сделал соответствующие ссылки на «Теодицею» [...] Третья рукопись представляет собой тоже пересмотренную автором копию второй. Ни одна из копий не имеет заголовка. При жизни Лейбница этот трактат издан не был. Его латинский перевод, сделанный Ганшем и озаглавленный «Principia philosophiæ seu theses in gratiam principles Eugenii conscriptæ» («Начала философии, или Тезисы, написанные в честь принца Евгения»), был опубликован в «Acta eruditorum» в 1721 г. Французский оригинал был впервые опубликован Иоганном Эрдманом в названном выше издании. Именно Эрдман назвал этот трактат «Монадологией», под этим названием он, будучи сжатым изложением всей системы метафизики Лейбница, широко известен. Имеются различные издания «Монадологии» на языке оригинала (французском) и в переводе на различные языки. Одно из лучших (учтенных в данном издании), в котором текст Эрдмана сверен с оригиналом, осуществлено Эмилем Бутру и Анри Пуанкаре— «La Monadologie, publiée daprès les manuscrits et accompagnée déclaircissement par Emile Boutroux, suivie d’une note sur les principes de la mechanique dans Descartes et dans Leibniz par Henry Poincaré», 13-me éd. Paris, 1930. Учтен также немецкий перевод у Кассирера (II 435 — 456). Для настоящего издания перевод (изд. В. П. Преображенского) сверен с оригиналом И. С. Вдовиной” (В. В. Соколов, «Примечания к Монадологии», [в:] Г. В. Лейбниц, «Соч. в 4 томах», т. 1, «Мысль», Москва, 1982, с. 601).
Чем отличается классическая философия от неклассической? Какие религиозные идеи лежат в основе философии Владимира Соловьева? Что представляет собой учение о всеединстве? Об этом рассказывает кандидат философских наук Алексей Козырев.
Философия науки для аспирантов. Математический и естественнонаучный блок
2.5 Механицистская научная картина мира
Физические картины мира и их эволюция. Да Винчи, Галилей, Декарт, Ньютон и формирование механицизма. Основания механицистской картины мира. Представление о пространстве и времени. Полемика Ньютона и Лейбница. Принципы механицизма и их использование в культуре и науках.
— Лекторы:
Кузнецова Ирина Сергеевна – доктор философских наук, профессор кафедры философии БФУ им. И. Канта.
Повилайтис Владас Ионо — доктор философских наук, доцент кафедры философии БФУ им. И. Канта.
=============
Смотрите это и другие видео на сайте philosofaq.ru/
Философия. Курс для бакалавров
Раздел 2. Основные этапы исторического развития философии
Тема 2.11 Философия Просвещения
— Лекторы:
Чалый Вадим Александрович — канд. фил. наук, доцент, зав. кафедрой философии БФУ им. И. Канта.
Повилайтис Владас Ионо — доктор философских наук, доцент кафедры философии БФУ им. И. Канта.
=============
Смотрите это и другие видео на сайте philosofaq.ru/
Семинар «МОЗГ» Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В.Ломоносова. Цикл 2019 г «Сознание: возможности исследования».
21.10.2019. Аудитория 01 Главного здания МГУ имени М.В.Ломоносова.
“Объясни сознание!”. Герои новой пьесы Тома Стоппарда “The Hard Problem” – ученые из сверхпрестижного Krohl Institute for Brain Science – бьются над загадкой сознания. «Объясни сознание» – требует героиня пьесы от своего друга, психолога-редукциониста Спайка. Вместо ответа он подносит её руку к горящей свече, и когда она, вскрикнув, отдергивает ее, говорит: «Огонь – палец – мозг; мозг– палец – „ай“. Сознание.» Объяснил ли Спайк сознание? И что может подсказать пьеса реальным ученым, ищущим решение проблемы сознания? Мы разберем эти вопросы.
Анохин Константин Владимирович — член-корреспондент РАН, директор Института перпективных исследовний мозга МГУ имени М.В.Ломоносова.