Лекция израильского археолога Михаила Фрейкмана в Москве (декабрь 2017). Проект www.eshkolot.ru при содействии Израильского культурного центра в Москве. Материалы лекции доступны на сайте «Эшколот»: eshkolot.ru/event/41595
Лекции по истории религии, блок Месопотамия, Лекция 45, История Древнего Междуречья
Стенограмма с иллюстрациями и списком литературы abzubov.com/new_course/lecture_045
В лекции обсуждаются сказки «Красавица и Зверь» де Вильнев, ее литературная переделка де Бомон и «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, а также более древние истоки сюжета о красавице и чудовище. В подоплеке этих текстов стоит один и тот же вопрос: в какой форме к нам приходит истина?
В эволюции взглядов и интеллектуальных приоритетов Р. Бойля можно различить наличие трех тематических блоков:
– библейский текст как источник моральной позиции и размышлений, «Scripture Observations» (весна 1647);
– события повседневной жизни как источник этических размышлений, ранние «Occasional Reflections» (1649 и последующие года);
– экспериментальные исследования как основа морального выбора (заметки и наброски конца 1640-х годов и особенно последующие работы, в частности – «Usefulnesse of Experimental Philosophy», публикация 1663 года).
Эти три тематических блока в их хронологическом порядке характеризуют главные вехи интеллектуальной революции Р. Бойля в 1640 – 1660-е годы. Что же стало причиной изменения его интеллектуальных приоритетов и позиций?
Историки уже не одно десятилетие спорят на эту тему. При этом практически все отмечают важную роль как знакомства Бойля с трудами Ф. Бэкона и Г. Галилея, так и контактов с новым для него кругом людей, с которыми он быстро нашел общий язык.
Бойль жил в эпоху перемен. Понимание необходимости реформ, в частности, в области образования, в 1630-е годы пришло не только к английским интеллектуалам, но также и к простым джентри. Однако одного желания перемен было недостаточно, нужны были идеи и продуманные программы. И здесь историки отмечают большую роль трех социально активных мыслителей, которые не были англичанами: «the great intelligencer of Europe» С. Хартлиба; шотландского священника, экумениста Джона Дьюри (John Dury; 1596 – 1680) и моравского епископа и духовного лидера «Unitas Fratrum», автора «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского (Jan Amos Komenský или Comenius; 1592 – 1670).
Дьюри и Хартлиб пропагандировали различные реформы в Англии и в странах континентальной Европы. Дьюри делал акцент на достижении единства протестантов, тогда как Хартлиб защищал реформы в разных сферах – медицине, образовании, сельском хозяйстве, юриспруденции. В 1630-х годах их идеи пользовались популярностью у многих деятелей англиканской церкви и Парламента. В преддверии Великого Мятежа, после открытого разрыва короля с Парламентом, Дьюри и Хартлиб решили, что благоприятный момент для реформ настал, и они уговаривали политических лидеров реализовать их (Хартлиба и Дьюри) радикальные предложения, что должно было обеспечить Англии роль лидера протестантского мира.
Для Бойля утопичные, но ясно изложенные идеи Хартлиба, Дьюри и Коменского сыграли роль «формализатора» не вполне четких, эклектичных и бесструктурных умонастроений и психологических состояний, которые стали результатом душевных кризисов, пережитых им в юности. Именно в ходе общения с С. Хартлибом Бойль приходит к идее «невидимого колледжа». Об этой идее и ее воплощениях пойдет речь на этой лекции.
Русская живопись первой половины XIX века и ее два титана: Карл Брюллов и Александр Иванов Курс: Лики русской культуры nefiktivnoe.ru/video/liki-russkoy-kultury Лектор: Куликова Дарья Александровна