0.00
0 читателей, 4952 топика

Административное право. Лекция 1. Административное право как отрасль права и как наука


1. Исполнительная власть в механизме государства. 2. Понятие административного права, источники, система. 3. Наука административного права. Лектор — Анатолий Шергин. Образование для всех. © Телекомпания СГУ ТВ, 2003. Другие лекции смотрите на www.youtube.com/playlist?list=PLho0jPYl5RAFRbyJBxRRMcXEk8IiV0If-

Индивидуальный субъект административного права


Лекция по дисциплине «Административное право».
План лекции:
1. Определение индивидуального субъекта административного права
2. Административные права и обязанности
3. Специальный статус в административном праве
4. Иностранцы и лица без гражданства

Пункт лекции №2: Субъекты административного права
А) «Шлем полицейского» олицетворяет административное право, управление, силу и субъекты – те, которые управляют и те, которыми управляют. На данной лекции мы рассматриваем субъекты, которыми управляют. Их два вида: коллективные (организации, например, содружество студентов «СЭ-161») и индивидуальные.
Б) Административное право регулирует очень многое, в т. ч. поведение людей. Т.е. люди тоже субъекты правового регулирования. Мы являемся индивидуальным субъектом.
В) Иногда сложно отличить одно от другого. Мы различим индивидуального субъекта от похожего (смежного) субъекта. Мы посмотрим, какие характеризующие признаки индивидуального субъекта существуют. Субъект как луковица-Чиполино. Чиполино – это человек и люди тоже бывают разными, люди как луковица.

Пункт лекции №3: Смежные субъекты
А) Необходимо отличать людей индивидуального субъекта и государство. Государство – это организация, т.е. ближе к коллективному субъекту. Отличие: государство всегда управляет (в государстве есть властные правящие элиты, которые управляют народом). Народ слабо влияет на государство в юридическом плане. Когда мы смотрим на главу государства – президента – мы смотрим на человека, но это не человек (не индивидуальный субъект). Президент является сувереном, т. е. олицетворение государства. Когда он едет по улице – это едет государство. Т.о., президента нельзя штрафовать за переход на красный сигнал светофора.
Б) Необходимо различить юр. лицо как коллективный и юр. лицо как индивидуальный субъект. Например, когда юр. лицо (коллективный S) берет кредит и не смогло отдать по кредиту, это не значит, что мы обанкротили учредителей этого юр. лица (индивидуальный S). Банк «Тинькофф» продает свой банк «Сбербанку», но Олег Тинькофф продает не себя, а продает отдельный субъект. Есть Тинькофф как человек (индивидуальный S), а есть Тинькофф как банк (коллективный S). Эти субъекты регулируются по разным правилам.
В) Есть субъекты, которых невероятно сложно различить от индивидуальных субъектов. Например, самозанятые – новый вид субъекта. Если Роман Григорьевич зарегистрируется как самозанятый, то будет 2 Романа Григорьевича: один, как индивидуальный субъект, а второй, как самозанятый. Аналогичный пример про индивидуальное предпринимательство. Роман Григорьевич как ИП, и Роман Григорьевич как индивидуальный S. Или адвокат может учредить АК кабинет, и он будет в двух ипостасях: как АК кабинет и как отдельный адвокат. Вопросы от студентов.

Пункт лекции №4: Признаки (свойства) индивидуального субъекта
А) Свойствами являются: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность индивида: маленький ребенок обладает правами и обязанностями. Государство выдает мат. капитал, когда ребенок рождается – это управление, т. к. государству выгодно, чтобы рождались дети. В тот момент, когда выдается мат. капитал ребенок становится правоспособным, т.е. он субъект админ. регулирования и им регулируют при помощи поощрения.
Б) Дееспособность. Например, человек может учредить юр. лицо и обращается в налоговый орган. Ребенок не может учредить юр. лицо, т. к. не дееспособен с точки зрения АП, пока не достигнет определенного возраста.
В) Деликтоспособность, т. е., согласно КоАП, ребенок, не достигший определенного возраста, не может подвергаться админ. ответственности (ребенок как президент: может убивать людей, плевать семечки на улице – админ. ответственности не будет). Если ребенок что-то совершит, отвечать или никто не будет, или собственники (родители, опекуны).

Пункт лекции №5: Административные статусы индивидуального субъекта
А) Любой субъект не однороден, он как луковица, т. е. у некоторых есть только центр, серёдка, а некоторые, как одёжки на себя надевают, – имеют очень много админ. статусов. Самый центральный статус – человек. Все Homo sapiens – люди с точки зрения АП.
Б) Затем идет статус гражданин. Например, Роман Григорьевич является человеком, и плюс к этому, является и гражданином РФ. Этот статус налагает на него дополнительные права и обязанности (должен платить налоги и сборы).
В) Следующая оболочка луковицы – спецсубъект. Например, полицейский одновременно имеет статус человека, статус гражданина и статус его как полицейского (он имеет право применять силу при админ. воздействии). Он является спецсубъектом – имеет дополнительные права и обязанности.

Наследственное право: общие положения (лекция)


Дисциплина «Правоведение» в социальных сетях:
ВКонтакте vk.com/pravovedenievsem
Фейсбуке www.facebook.com/office.melnichenko/

План лекции:
1. Введение в наследственное право
2. Наследство
3. Открытие наследства
4. Наследники

Пункт лекции №1:
Есть два субъекта: наследодатель, наследник. У наследодателя есть имущество, которое после его смерти переходит к наследнику.
Такие отношения по переходу права собственности от умершего к его наследнику составляют зерно наследственного права.

Пункт лекции №2:
Под наследством понимается:
1) Имущество (Например, домовладение, квартира, земельный участок и др.)
2) Имущественные права (Например, какая-либо программа, созданная наследодателем, на которую у него имеется авторское право)
3) Обязательства (По наследству переходят не только права, но и обязанности. Например, если у наследодателя был долг в банке, то его наследники получат этот долг и будут обязаны его выплатить)
Все вышеперечисленное называется «наследственной массой».

Пункт лекции №3:
Открытие наследства — это тот момент, с которого начинается распределение наследственной массы. Это может быть:
1. Смерть человека
2. Признание лица умершим.
Также в открытии наследства важны:
1) Время (Необходимо определить момент, с которого человек является умершим)
2) Место (Где место открытия наследства, законодательство того места и будет применяться к наследственному праву)
Место открытия наследства определяется:
1. По месту смерти (например, человек поехал в другую страну и умер, там и будет открываться наследство)
2. По имуществу (если нельзя понять, где умер человек, место открытия наследства будет там, где у него находится основное имущество)

Пункт лекции №4:
В качестве наследников могут выступать:
1) Физические лица (человек должен быть жив или зачат, мертвые наследовать не могут)
2) Юридические лица (в частности, государство)
Понятие «недостойного наследника» относится к случаю, когда наследник убил или совершил какое-либо другое противоправное действие по отношению к наследодателю. В таком случае наследник лишается наследственного права.

005 Объекты гражданского права


Это пятая передача из цикла, посвященного обсуждению постановления Пленума Верховного Суда РФ по части первой Гражданского кодекса РФ. Передача посвящена объектам гражданского права. В ней участвует Иванов Антон Александрович и Егоров Андрей Владимирович.

Персональный сайт: antonivanov.ru
Facebook: facebook.com/ivanov.pravo
Блог: zakon.ru/anton.ivanov
VK: vk.com/ivanov.pravo
Twitter: twitter.com/ivanov_pravo
Instagram: instagram.com/ivanov.pravo

Состав преступления


План лекции:

1. Понятие «преступление»

2. Понятие «состав преступления»

3. Состав преступления

II. Участники:

Студенты 10 групп: АФ-174 (2 курс), АН-173 (2 курс), ФПЛб-181 (1 курс), ФА-171 (2 курс), АН-172 (2 курс), Жб-181 (1 курс), Жб-182 (1 курс), Р-161, НА-171 (2 курс), Аф-171 (2 курс).

III. Концепты:

Пункт лекции №1:

А) Преступление – тяжкое правонарушение, виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Пункт лекции № 2:

А) Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих, согласно уголовному закону, определенное общественно опасное деяние как преступление.

Пункт лекции № 3:

Для того, чтобы назвать какое-либо правонарушение преступлением, необходимо наличие 4 признаков: 1. Объект: подразумевает те социальные отношения, на которые покушается

субъект. УК РФ защищает эти отношения (выполняется одна из основных задач уголовного права). Примеры: покушение на право собственности, на право на жизнь, на право на здоровье и т.д.

2. Субъект – деликтоспособное лицо, совершившее преступление. В уголовном праве важны возраст этого лица ( до 14 лет невозможно привлечение к уголовной ответственности, за особо тяжкие преступления (убийства) уголовная ответственность наступает с 14 лет, за все остальные преступления – с 16 лет).

3. Объективная сторона преступления характеризуется такими ее признаками, как действие или бездействие, общественно опасное последствие, причинная связь между ними, обстоятельства времени и места, обстановка, способ, средства и орудия совершения преступления.

4. Субъективная сторона: подразумевает психологическое отношение лица (преступника) к преступлению. Это может быть умысел (намеренное желание совершить преступление, осознание общественной опасности своих действий) или неосторожность (отсутствие осознания, что действия приведут к опасности).

Вся теория государства и права за 15 минут (лекция)


План лекции:
1. Краткий экскурс о предмете «Правоведение». 0:26
2. Общие сведения о правоведении: введение в теоретическую часть. 1:47
3. Подведение итогов лекционного занятия (формат: вопрос – ответ). 13:22

Дисциплина «Правоведение» в социальных сетях:
ВКонтакте vk.com/pravovedenievsem
Фейсбуке www.facebook.com/office.melnichenko/

Пункт лекции №1:
А) Краткая история правоведения (древняя традиция высшего учебного образования, состоящая из четырёх факультетов: юриспруденция, богословие, философия, медицина).
Б) Теория и отрасли права (можно стать юристом, изучая только практику, но теория более высокий уровень. Прикладник ей не обладает).
В) Введение в теоретическую часть:
— Понятие правоведения (корреляция понятий: правоведение, юриспруденция. Правоведение имеет несколько семантических значений. Первичное представление).
— Государство (государство – продукт сознания юристов; депутаты, губернаторы – юридические конструкции).
— Что такое право? (сравнение с английскими low и right. Право – интеллектуальный продукт, вера).
— Принципы права (определенные аксиомы, например, нельзя дважды наказывать за одно и тоже).
— Источники права (юридические документы и способы их идентификации).
— Нормы права (нормы собраны в определённых источниках: уголовный, гражданский, административный кодексы).
— Толкование права (интерпретация текстов с аргументацией).
— Правоотношения (контакт, регулирующийся правовыми нормами; расчленение субъектов и объектов).
— Правонарушения (действия, попадающие под определённые критерия).

Формы государства


I План лекции:

1. Формы государства

2. Тренинг.

II Участники: Студенты групп МКН-161, ПМ-161, ИВТ-161, МОС-161 и ИСТ-171, института математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Пункт лекции №1: Мазурина Анастасия, Артем Беловол.

III Концепты:

Пункт лекции №1: Формы государства:

1. Форма правления:

1) Монархия(один человек управляет государством)

2) Республика(президентская(значительной ролью президента в системе государственных органов), парламентская(перевесом полномочий в пользу парламента))

3) Олигархия(власть лучших).

2. Форма государственного устройства:

1) Унитарное (власть централизована)

2) Федеративное (больше власти распределено между субъектами, чем в унитарном)

3) Конфедеративное(власть распределена между субъектами).

4) Формы политического режима (спорно входит в данную классификацию).

Государственное управление (административное право)


Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law/administrative_law
План лекции:
1. Понятие государственного управления.
2. Виды государственного управления.
3. Государственное управление как сфера действия норм административного права.
1.Содержание управления заключается в том, что это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Государственное управление осуществляется государственным органом.
Термин «государственное управление» можно рассматривать в широком и узком смыслах (от родового к видовому):
В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочивание общественных отношений.
Узкий смысл понимания государственного управления заключается в том, что оно представляет собой лишь один вид государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.
В любом современном государстве многостороннюю организацию жизнедеятельности гражданского общества, направление и регулирование всех протекающих в нем процессов и явлений осуществляют и обеспечивают три вида управления, принципиально различающихся своей объектной направленностью и внутренним содержанием:
• Техническое (например, управление автомобилем)
• Биологическое
• Социальное
Социальное управление- управление людьми.
Сфера действия норм административного права сводится к государственному управлению, которое можно обозначить как форму реализации прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления.
Таким образом, административное право- отрасль права, которая регулирует государственное управление. При помощи административного права государство управляет людьми.
Управление – процедура воздействия субъекта на объект.
Социальное управление: техническое, биологическое, социальное.
Социальное управление – управление людьми.
Государственное управление – управляющий субъект – государственный орган.

Понятие правонарушения (лекция)


План лекции:

1. Понятие правонарушения

II Участники:

Студенты групп: АФ-171, АФ-174, АН-173, ФПЛб-181, ФА-171, АН-172, Жб-181, Жб-182, Р-161, НА-171

III Концепты: Пункт лекции №1: Понятие правонарушения

Правонарушение — это противоправное, описанное, социально-вредное деяние деликтоспособного лица. Правонарушение всегда деяние. Под деянием подразумевается действие и бездействие, то есть какой-то поступок (действие, которое неумолимо влечет за собой какие-то последствия.)

Правонарушение противоправное – то есть противоречит праву. Описанное – правонарушение всегда везде зафиксировано. Если что-то нигде не прописано, это не правонарушение, нельзя наказывать за то, что не написано. Социально-вредное поведение – такое, что наносит вред обществу.

Бывают действия, которые формально являются преступлениями, но, с другой стороны, оказываются полезными. Например, муж угнал машину, чтобы отвезти беременную жену в роддом. С точки зрения УК – это угон с целью хищения, но его деяние социально-полезно, тогда в таком случае это не правонарушение.

В греческом языке есть два слова, обозначающие слово «жизнь». Зоя и био. Зоя — это то, что развивается, то, что живое(мы видим, что это растет и умирает.)

Био – это то, что наши тела признаны в качестве живых. Человек это совокупность жизни, как Зои, и жизни, как био. Так вот деликтоспособный — это тот, кто наделен био, жизнью в социальном смысле слова.

Как умер Сократ(«Критон», Платон) – его приговорили к смертной казни. К нему приходит Критон и говорит, что он может убежать. А Сократ отвечает, что он не хочет. Афины дали ему все, он не может уйти, отказаться от своего био. Для Сократа то, что его признают социальным био, важнее его Зои.

«На практике, что будет с мужчиной, который угнал машину?»

— Есть слово «крайняя необходимость». Тут есть две ценности, правонарушение всегда покушается на какую-то ценность. В данном ситуации нарушено право собственности, но этот мужчина сохранил жизнь двух людей (жена и ее ребенок). В такой ситуации юристы взвешивают, что дороже.

«А если человек ничего плохого не сделал в своей жизни, он животное?»

— Человек всегда подходит к грани и всегда нарушает. Например, если Вы переходили дорогу на «красный», то Вы уже являетесь правонарушителем.

Гражданское процессуальное право (лекция)


План занятия:
1. Разминка 2:15
2. Гражданское процессуальное право 7:53
3. Подсудность 12:17
4. Лица, участвующие в деле 29:54
5. Доказательства 35:00
6. Судебное производство 37:25
7. Тренинг 1:00:56

Гражданский процесс. Лекции. Шалаевский Николай www.youtube.com/playlist?list=PLHec9JLRSrh_GsF9t_YxvtjArae0xbM-r

Гражданское процессуальное право связано с гражданским правом. Гражданское право — это равенство субъектов.
Гражданское процессуальное право – связано с процедурами для урегулирования споров. Одна из функций гос-ва — урегулирование споров.
Раньше было 2 вида процесса: Уголовное процессуальное право – рассуживает гос-во и преступника, Гражданское процессуальное право – рассуживает 2 людей

1. Споры в социуме бывают разные, есть 4 вида судопроизводств:
1 административное — лиц привлекают к административной ответственности (штрафы, перешел дорогу в неположенном месте, есть спор с гос органом)
Есть специальные административные суды чтобы судиться с гос органами
2 уголовное — лиц привлекают к уголовной ответственности (кражи, убийства, ношение огнестрельного оружия, наркотики)
3 гражданское процессуальное – разрешение гражданско-правовых споров, люди судятся друг с другом (не отдал долг, не выплатил алименты, поменять ошибку в фамилии)
4 конституционное
1) Подведомственность — это те категории дел, которые подлежат рассмотрению.
Нужно определиться какой спор:
-по гражданским делам (суд общей юрисдикции) – один из участников физ лицо
-по арбитражным делам — рассматривают хозяйственные споры между хозяйствующими субъектами (речь о предпринимателях, крупных сделках) участники юр лица
-по административным делам
2) Подсудность – это выбор Суда. Надо выбрать Суд и место.
Суд: каждому суду свои дела
1.Мировой –самый маленький суд (спор на маленькую сумму)
2.Районный -активно действующий (трудовой спор)
3.Городской
4.Областной
5.Верховный
Суд выбирается по месту проживания/нахождения ответчика. Искл: по защите прав потребителей истец может выбрать.
Преподаватель попросил студентов задать вопрос, если непонятно что-либо.

2. Стороны (зачинщики), 2 вида гражданского судопроизводства:
1. исковое производство – когда один судится с другим, истец – тот, кто ищет правды, ответчик – на кого иск записан
2. особое производство – когда ответчика нет, спора нет, есть только заявитель.
Прокурор обычно наблюдает — (лицо публичного интереса или наблюдатель) может быть истцом в общественных интересах
3 лица: (не)заявляющие самостоятельные требования на предмет спора. У которых может быть интерес по делу.
Рука — ГПК РФ (гражданский процессуальный кодекс РФ) – основной источник процессуального права
1.Показания сторон (истец, ответчик)
2.Свидетили, люди дают показания, которые заносятся в протокол.
3.Письменные (документы) заверенные нотариально. (Квитанции, договоры)
4.Вещдоки – сам предмет спора
5.Аудио, видео
6.Экспертиза (оценочная – оценивают дом, сколько он стоит, чтобы его разделить)

Состоит из 3 инстанций:
I Инстанция. Дело по существу. Суд выносит решения, стадии:
-подготовительная (проверяется явка)
-рассмотрение (показание сторон, допрашивают свидетелей и другие доказательства)
-прение сторон (заключительные речи) каждая из сторон говорит чего хочет
-оглашение сторон (решение)
Остальные проверяют I, правильно она сделала или нет

II Инстанция (апелляция) Если стороны(а) не согласны дело рассматривает вышестоящий Суд
III Инстанция — когда решение уже вступило в силу. 2 пути:
-Кассация в порядке конституционной жалобы
-в порядке Надзора
Задание:
Написать в чат вопрос к лекционной части, сделать скриншот и отправить старосте группы

После выполнения задания преподаватель просит студентов, находящихся в teams огласить свои ответы

Пункт лекции №3: Тренинговая часть
Навальный против Пескова.
Задание: ответить на вопрос: Кто должен доказывать, что Навальный не из ЦРУ. Песков, потому что/Навальный, потому что

Были выбраны ответы студентов и проведена дискуссия.
#мельниченко #роман_мельниченко #правоведение #лекция #свободный_юридический_факультет #гражданское_процессуальное_право #подсудность #истец #ответчик #стороны #третьи_лица #доказательства #судебное_производство