Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679), создатель теории общественного договора, посвятил произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» анализу проблем государства.
Левиафан — библейское чудовище, воспринимаемое как сила природы, принижающая человека. Автор использовал этот образ для описания могущественной государственной машины («смертного Бога»). Гоббс отталкивался от постулата о естественном состоянии людей «Bellum omnium contra omnes» («Война всех против всех») и развивал идею «Homos homini lupus est» («Человек человеку волк»). Люди, обреченные на истребление, для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих «естественных прав». По негласно заключаемому общественному договору ими наделено государство, обязующееся сохранить свободное использование оставшимися правами. То есть союзу людей, в котором воля одного является обязательной для всех, передается задача регулирования отношений в обществе. «Левиафана» в свое время запретили в Англии, а перевод произведения на русский язык был сожжен.
«Афи́нская полити́я» (др.-греч. Ἀθηναίων πολιτεία) — трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так называемых «Политий», содержавшего в себе историю и описание строя не менее 158 государств, греческих и «варварских». Является одним из двух сохранившихся от древности трактатов с этим названием (помимо «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта).
«Страх и трепет» — трактат основоположника экзистенциализма Сёрена Кьеркегора. В центре внимания автора — вопрос о вере в Бога и её возможности в современных условиях. В качестве основы мыслитель обращается к ветхозаветной повести об Аврааме и его любимом сыне Исааке (Быт. 22:1-19). Парадоксальную сущность веры Кьеркегор вскрывает через размышления по поводу чуда спасения Исаака и самоотверженности Авраама.
«О четверояком корне закона достаточного основания» — обработанная спустя многие годы Шопенгауэром докторская диссертация, которая, по его собственным словам, положила основание всей его философии. В этой работе, относящейся к области теории познания, рассматриваются вопросы применения и структуры «первозакона» — закона достаточного основания как закона причинности. В главном труде Шопенгауэра «Мир как воля и представление» содержатся многочисленные отсылки к данной работе.
«Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» — философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене. Считается переломной работой, ознаменовавшей переход от философии Ренессанса и начавшей эпоху философии Нового времени и современное научное познание.
«Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» (1801) Это попытка Фихте в популярной форме изложить концепцию наукоучения:
“НАУКОУЧЕНИЕ”общее обозначение комплекса сочинений Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал свое “учение о науке”, отождествлявшееся им с философией вообще как “знанием знания”, “наукой о сознании” (в отличие от традиционного понимания философии как онтологии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и Спинозы); при этом теория знания в “Наукоучении” раннего Фихте тождественна теории бытия. Вслед за Кантом Фихте считает, что философия должна стать строго научной; все остальные науки должны обрести в ней свой фундамент. Главная черта научного знания — его систематическая форма: все положения науки выводятся из одного принципа, который обеспечивает как единство и системность знания, так и его достоверность. Этот исходный принцип, который Фихте называет первым основоположением, должен обладать достоверностью сам по себе, до всякого объединения: истинность всей системы покоится на его истинности. Основоположением, которое было бы абсолютно очевидным и непосредственно достоверным, может быть, по Фихте, лишь такое, которое лежит в основе сознания и без которого сознание невозможно. Значит, это не то, что составляет содержание сознания, не факты сознания, а сама его сущность.
О душе (греч. Περὶ Ψυχῆς; лат. De anima) — сочинение Аристотеля, посвященное теме души. В отличие от своего учителя Платона, Аристотель настаивает, что многие состояния души зависят от состояния тела. В самом широком смысле душа является принципом жизни для всех существ, — как для растений, так и для животных.
Джорж Беркли-наиболее значительный английский мыслитель первой половины 18-го века. Он посвятил себя защите религии и идеалистической философии от материализма и атеизма. Он является автором многих произведений, таких как «Опыт новой теории знания»; «Трактат о принципах человеческого знания»; «Три разговора между Гиласом и Филоносум». В этом произведении Филонус защищает идеалистическую теорию в споре с Гиласом, сторонником учения о реальности материи