0.00
0 читателей, 4952 топика

История Западной философии. Лекция №45. «Семен Франк и философия всеединства»


Для Семена Франка “мы” главнее, чем “я”, а контакт между людьми он считал шагом к познанию мира. При этом Франк страшно критиковал коллективизм, который, по его мнению, убивал личность. Эта точка зрения оказалась для него роковой. “Всякий диктат противоречит свободе,” — говорил Франк в 1917 году, за что его и выслали из России.

Это не помешало ему оставаться одним из главных мыслителей своего времени. “Бог — это не небо над нами, а глубина бытия,” — эта фраза стала крылатой. И сегодня, когда говорят, что за коллективным разумом — будущее, когда отовсюду мы слышим о ценности совместного труда, о командности и общих целях — идеи Франка не теряют своей актуальности.

Самое время понять, как нам сберечь общее пространство, сохранить единство целей и намерений, научиться договариваться и понимать друг друга. О том, как это сделать — и написаны работы Франка.

История Западной философии. Лекция №46. «Экзистенциализм: Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс»


«Два великих современника, великих мыслителя, друзья, разделенные нацизмом так, как многих из нас разделил Крым. Мартин Хайдеггер — великий, но не симпатичный мне ум, хотя и очень близкий в своих исканиях, и Карл Ясперс — ум не менее великий, но мне глубоко симпатичный и очень близкий не только в философской экзистенции, но и в осуществлении им своего жизненного проекта.»

История Западной философии. Лекция №42. «Освальд Шпенглер и “Закат Европы”»


Немецкий философ Освальд Шпенглер начал писать главную книгу своей жизни в 1918 году, сразу после поражения Германии в Первой мировой войне. Шпенглер был беден и одинок, он работал над книгой по ночам, а на дверь вешал табличку “В отъезде”, чтобы никто его не беспокоил. В результате появился “Закат Европы” — сенсационная книга, в которой мировая война рассматривалась как начало агонии всей европейской цивилизации.

Шпенглер описал законы, по которым развивается любая цивилизация. Как и человек, она переживает этапы детства, юности, зрелости и старости. Верны ли его предположения? Действительно ли сегодняшняя европейская цивилизация переживает период своего упадка? И какая цивилизация может прийти ей на смену?

История Западной философии. Лекция №40. «Фридрих Ницше»


Фридрих Ницще — один из самых знаменитых философов конца XIX века, человек, который фактически “перезагрузил” философскую мысль И при этом сегодня Ницше — один из самых читаемых философов, а “Так говорил Заратустра” входит в обязательный корпус книг, который должен прочесть каждый современный человек.

Вместе с историком Андреем Борисовичем Зубовым мы разберемся:

Почему идеи Ницше остаются столь актуальны сегодня?

Как Ницше повлиял на ХХ век и действительно ли его идеи были столь опасны, что привели к фашизму?

Чему в наши дни нас может научить Ницше?

И как ницшеанский Заратустра соотносится с реальными основателем зороастризма?

История Западной философии. Лекция №47. «Европейский спиритуализм ХХ века»


— Человек есть дух, — писал философ-спиритуалист Луи Лавель. — Духовность — единственный род активности, из-за которой он заслуживает называться человеком. В осуществлении своей свободы человек создает не вещи, а смыслы вещей.

В начале ХХ века в Европе сложилось сообщество антипозитивистских мыслителей, которых можно объединить общим движением под названием «спиритуализм».
Они, как и экзистенциалисты, утверждали, что человек не сводится только к природе, но для них был характерен напряжённый интерес к нравственным и эстетическим ценностям человека, к его свободе. Спиритуалисты во многом были близки к экзистенциалистам, но они обращали особое внимание на Бога, причём, в отличие от романтиков, утверждали его принципиальную трансцендентность и абсолютность.

Анри Бергсон — лауреат нобелевской премии 1928 г., христианский философ-персоналист Эммануэль Мунье, деятель Сопротивления и узник нацистских тюрем и близкий к ним иудейский мыслитель, переводчик Танаха (Ветхого Завета) на немецкий язык, которому он посвятил сорок лет жизни, Мартин Бубер станут героями этой последней лекции в цикле «История Западной философии».