Будни диссернета: Михаил Гельфанд
В студии: Михаил Гельфанд, заместитель директора по научным вопросам Института проблем передачи информации РАН.
Страница программы на нашем сайте: stolica.fm/archive-view/10388/
Там можно прослушать полную аудиоверсию этой программы.
На лекции мы поговорим о том, как связана популяризация татуировок с новым отношением человека к собственной телесности и есть ли корреляции между установкой на бодипозитив и бодимодификациями. Также лектор объяснит, почему развитие современных цифровых технологий, реализуемых в таких областях как медицина, социальное обеспечение и коммуникации, во многом зависит от развития культуры тату и того отношения к собственному телу, которое за ней стоит. Лектор: Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС.
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева состоялся международный научный симпозиум «По следам города будущего». В симпозиуме приняли участие более 20 российских и международных экспертов – архитекторов, историков, планировщиков и теоретиков урбанизма. Они обсудили, как развивались идеи советских градостроителей о «городе будущего» и какой вклад они внесли в современное представление о градоустройстве.
Подробнее с составом спикеров и программой симпозиума можно ознакомиться по ссылке: urban.hse.ru/ner_programme
День 3 / 22 декабря (суббота):
Круглый стол «Вклад НЭР в теорию о городе»
Группа НЭР начала свою работу над «городом будущего» на дипломном проекте МАРХИ в 1960 и просуществовала более 10 лет. Проекты группы имели ослепительный успех и были представлены на XIV Миланской архитектурной Триеннале’68 и на Всемирной выставке EXPO’70 в Осаке наряду с другими урбанистическими утопиями того времени (Archigram, японские метаболисты, Питер и Алисон Смитсон).
На протяжении десятилетия концепция «города будущего» совершенствовалась, уточнялась и приобретала новые формы. Понятия и термины, разработанные НЭРовцами, прочно вошли в профессиональный словарь урбаниста. Последней коллективной работой группы стала монография «Будущее города», выпущенная А. Гутновым и И. Лежавой в 1977 году.
Проект НЭРа никогда не был реализован, однако его идеи остаются важной теоретической школой для последующих поколений архитекторов и градостроителей. Как развивались идеи советских градостроителей о «городе будущего» и какой вклад они внесли в современное представление о градоустройстве, обсудят архитекторы, планировщики, историки и теоретики урбанизма.
Модератор
Александр Острогорский, архитектурный журналист, преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, член редколлегии журнала «Городские исследования и практики»
Участники:
Жан-Луи Коэн, профессор Института изящных искусств университета Нью-Йорка и Принстонского университета
Андрей Боков, доктор архитектуры, архитектор, академик РААСН, вице-президент Союза архитекторов России
Олег Баевский, городской планировщик, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ
Михаил Крестмейн, кандидат технических наук, главный инженер Института Генплана Москвы
Зоя Харитонова, архитектор, участник группы НЭР
Сергей Ситар, архитектор, критик, преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ
Социолог Виктор Вахштайн о факторах, влияющих на стиль архитектуры, архитектурных метафорах и задачах социологии архитектуры
Виктор Вахштайн (https://postnauka.ru/author/vakhshtain) — кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, декан Философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, главный редактор журнала «Социология власти»
«Вадим Басс, прекрасный российский исследователь архитектуры, предлагает тест. Он говорит, посмотрите на здание и представьте себе мысленно: если вы элемент уберете, и здание рухнет, то он является функциональным и его лучше поставить на место. А если без этого фрагмента орнамента здание прекрасно может просуществовать и дальше, то его можно подвергать культурной интерпретации».
Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.
Эпидемия селфи: нарциссизм современной эпохи
В студии: Андрей Великанов, философ, художник; Кирилл Мартынов, доцент ВШЭ.
Страница программы на нашем сайте: stolica.fm/archive-view/10524/
Там можно прослушать полную аудиоверсию этой программы.
1:02:33 Как запустить себя и свое дело на полную мощность и откуда страх, что я знаю, что могу и не начинаю – делаю и назад, делаю и назад?
1:07:44 У меня проблема с мамой. Я не нахожу контакта с ней. Проблема в том, что с детства как бы начались шутки и намёки с её стороны, что я делаю всё не так, как она мечтала, что я буду делать. А сейчас у меня не такой муж, не так мои дети себя ведут, у меня не такая работа. Я очень успешная, но она не верит. Её пугает то, что я не боюсь рисковать и не советуюсь с ней. Хочу с мамой жить мирно, приходить к ней попить кофе без конфликта, потому что десять минут мы не можем без конфликта с ней.
1:31:54 Меня зовут Юлиус. У меня нет конкретной цели, мне не хватает определенности.
1:57:28 Я дважды разведена, и мужа у меня сейчас нет. Мне нужна семья. Почему у меня не получилось с этими мужчинами? Что мне нужно в себе изменить, чтобы я жила лучше? Это не только про мужчин, про мою работу, про мою маму, про весь мой мир.
2:14:24 Мой сын (2,5 года) хочет носить женскую одежду, волосы длинные и помаду. Он каждый день это просит и даже плачет, если я его не одеваю как девушку.
2:30:52 У меня сильно болеет папа (болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, инсульт был). У него много болезней, он прикован к кровати. Что лично я могу сделать?
Дмитрий Троцкий — хиромант, который больше не предсказывает судьбу. Те почти 20 лет, которые Дмитрий практиковал как хиромант, он проводил исследование — изучал закономерности, по которым происходят те или иные события, и вывел общие принципы. Теперь он рассказывает об этом на своих лекциях и тренингах.
Интереснейший постскриптум «Вазари-феста» — лекция «Возмутительное Средневековье» историка-медиевиста Михаила Майзульса, автора бестселлера «Страдающее Средневековье».
Изображение, которое возмущает, смущает, пугает или вызывает ненависть, можно разрезать, разбить, стесать, смыть или сжечь. Историки постоянно встречают образы, которые были прицельно изуродованы — чтобы скрыть недостойное или расквитаться с изображенным.
Физическая цензура и избирательность зрения неразрывно связаны. На лекции разговор шел о том, что было дозволено, а что не позволялось изображать в Средние века, и как историки искусства реагируют на то, что в истории искусства им кажется неприемлемым.
7 октября 2020
Фестиваль текстов об искусстве «Вазари»
vasarifest.ru
Сессия: «Ложь и вранье в русской языковой картине мира»
Алексей Дмитриевич ШМЕЛËВ,
лингвист, доктор филологических наук, профессор по специальности «русский язык» заведующий отделом культуры русской речи Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН