На лекции рассматриваются следующие вопросы:
— Понятие конституционного строя.
— Народовластие как основа конституционного строя.
— Государственный суверенитет Российской Федерации.
— Разделение властей.
— Республиканская форма правления.
На лекции рассматриваются следующие вопросы:
— Понятие и предмет конституционного права России.
— Источники конституционного права России.
— Система конституционного права.
— Наука конституционного права. Конституционное право
как учебная дисциплина.
План лекции:
1. Понятие правонарушения
2. Виды правонарушения
3. Состав правонарушения
Пункт лекции №1: Понятие правонарушения
Правонарушение — это противоправное, описанное, социально вредное деяние деликтоспособного лица.
Два греческих слова, обозначающих жизнь: зое (жизнь (что развивается)) и био (жизнь социальная).
Пункт лекции №2: Виды правонарушения
Виды правонарушения делятся на:
· Преступление
· Проступки:
А) Административные (Кодекс РФ об административных правонарушениях)
Б) Деликты (связанные с гражданским правом)
В) Дисциплинарные (связанные с трудовым правом)
Г) Процессуальные (нарушение порядка при судебном заседании)
Д) Конституционные (в проступках, т. к. редко используются)
Пункт лекции №3: Состав правонарушения
Существует 4 элемента состава правонарушения:
· объект (то благо, на которое направлено правонарушение)
· субъект (деликтоспособное лицо. Человек, достигший определенного возраста и являющийся дееспособным)
· объективная сторона (деяние (действие или бездействие) → результат (последствия) и причинно-следственная связь между ними)
· субъективная сторона (психологическое отношение человека к тому, что он сделал: умысел, неосторожность)
2.Неофициальное толкование- толкуют все остальные.
Типы неофициального толкования:
А) Профессиональное- толкуют юристы.
Б) Доктринальное –толкование ученых.
В) Обыденное- толкование всех остальных людей.
Пункт лекции№3:
Способы толкования
А) Грамматический(Филологический)способ- способ состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта, его буквального содержания.
Б) Исторический способ- помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения.
В) Логический способ-использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.
Г) Систематический способ- основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов.
IV Рефлексия:
Лекционное занятие проводилось в форме диалога с визуализацией от руки на доске. Лектор изначально объяснял материал студентам с помощью примеров из реальной жизни. После обсуждения каждого блока студенты могли активно задавать свои вопросы лектору и коллективно в них разобраться, так же выражали свою точку зрения и обосновывали её. После завершения изучения лекционного материала была проведена практическая часть. Такой формат проведения лекционных занятий помогает лучше усвоить материал и научиться самостоятельно применять полученные знания на практике.
Студенты групп ПМ-161, МОС-161, ИВТ-161, МКН-161 и ИСТ-171 1 и 2 курса института математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета.
Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции:
Пункт лекции №1:
Владимир Хрусталёв, Артём Беловол, Евгений Лысянский, Маргарита Драчук, Александр Ерошенко, Иуалиан Шаптуров.
Пункт лекции №2:
Иуалиан Шаптуров, Владимир Хрусталёв, Виктор Чудновский.
Пункт лекции №3:
Иуалиан Шаптуров, Денис Власенко, Владимир Хрусталёв.
III Концепты:
Пункт лекции №1: Определение толкования. Толкование – это уяснение и разъяснение смысла правовых норм.
Термин интерпретатор обозначает человека, который понимает тексты. Интерпретировать значить раскрывать то, что непонятно на первый взгляд.
Признаки толкования. Их существует два: 1) Уяснение; 2) Разъяснение.
То есть идет 2 этапа: 1) Юрист сам понимает, что написано (герменевтика); 2) Довести эту интерпретацию до других (риторика).
Пункт лекции №2: есть 2 основных вида толкования: 1) Официальное; 2) Неофициальное.
Официальное толкование даётся специально уполномоченными представителями государственных органов. Официальное толкование делится на 2 типа: 1) Аутентичное (толкование автора); 2) Делегированное (толкование других государственных служб). Есть также классификация официального толкования на: 1) Казуальное (для конкретных случаев); 2) Нормативное (для всех случаев).
Неофициальное толкование делится на 3 типа: 1) Профессиональное; 2) Доктринальное; 3) Обыденное.
Пункт лекции №3: Способы понимания текста. Способ 1: грамматический. Он связан с вербальными текстами, например, таким способом мы не можем интерпретировать картинку. Берётся язык, например, русский, и с помощью него идёт интерпретация. Способ 2: исторический (психологический). Это когда помимо грамматического способа, мы ставим вопрос: о чём думал автор, когда писал это? Способ 3: Логический. Это интерпретация при помощи 5 законов формальной логики.
Это видео было опубликовано на сайте ПостНаука (http://postnauka.ru/). Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.
О курсе «Факт-карты»: fk-on-line.ru
Старт 10 января!
Как сделать правильный выбор? Как понять план действий? Как взяться за то, до чего давно не доходят руки? Технология факт-карт помогает мозгу учитывать больше вводных при принятии сложных решений.
Вместе с Андреем Курпатовым и Юлией Тихоновой, соавторами нового онлайн-курса «Факт-карты» разбираемся в одном из самых эффективных инструментов мышления.
Андрей Курпатов — президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума».
Основные направления научной деятельности А.В. Курпатова связаны с прикладными аспектами наук о мозге, этому же посвящены и его многочисленные лекции в России и за рубежом. Он является автором первого и единственного на сегодняшний день научно-популярного пособия по нейробиологии мышления на русском языке «Чертоги разума».
Единственный учёный в России, создавший прикладные техники обучения мышлению. Автор теории о трёх типах мышления, основанной на передовых научных исследованиях и фундаментальных работах по нейрофизиологии, социальной психологии, когнитивистике и другим областям науки.
Как культура программирует в нас наши желания и мечты? Чего на самом деле мы хотим? Где искать своё «важно»? Почему великие люди так увлечены тем, что они делают?
Андрей Владимирович Курпатов — президент Высшей школы методологии и основатель интеллектуального кластера «Игры Разума», автор более сотни научных работ, двенадцати монографий и более трёх десятков популярных книг по психотерапии, философии и методологии, изданных совокупным тиражом больше 5 миллионов экземпляров, один из самых читаемых колумнистов «Сноба» snob.ru/profile/28843/blog
Зависит ли успех от профессиональных навыков? Так ли мало у нас сил, как мы думаем? Почему мы не знаем, чего хотим? Что такое «успешный успех», и нужен ли он вашему мозгу? Лекция для курса «Красная таблетка» от 24.12.2019
Андрей Курпатов — президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума».
Основные направления научной деятельности А.В. Курпатова связаны с прикладными аспектами наук о мозге, этому же посвящены и его многочисленные лекции в России и за рубежом. Он является автором первого и единственного на сегодняшний день научно-популярного пособия по нейробиологии мышления на русском языке «Чертоги разума».