072 Административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса


Это вторая передача из цикла, посвященного обсуждению постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.16 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ». Передача посвящена принципам и особенностям административного судопроизводства. В ней участвуют Иванов Антон Александрович и Андреева Татьяна Константиновна.

Персональный сайт: antonivanov.ru
Facebook: facebook.com/ivanov.pravo
Блог: zakon.ru/ivanov.pravo
VK: vk.com/ivanov.pravo
Twitter: twitter.com/ivanov_pravo
Instagram: instagram.com/ivanov.pravo

Правонарушение (лекция)


План лекции:

1. Понятие правонарушения

2. Виды правонарушения

3. Состав правонарушения

II. Участники:

Студенты 10 групп: АФ-174 (2 курс), АН-173 (2 курс), ФПЛб-181 (1 курс),

ФА-171 (2 курс), АН-172 (2 курс), Жб-181 (1 курс), Жб-182 (1 курс), Р-161,

НА-171 (2 курс), АФ-171 (2 курс).

III. Концепты:

Пункт лекции №1:

Понятие правонарушения

Правонарушение – это действо, которое нельзя совершать. Правонарушение – это противоправное, описанное, социально вредное деяние деликтоспособного лица. Только лицо, обладающее «био» (жизнь в социальном смысле) и «зоя» (жизнь в биологическом смысле) является деликтоспособным и может совершить правонарушение.

Правонарушение противоправно, значит оно неправомерно, т.е. противоречит праву, нарушает его. Правонарушение — это всегда деяние, но не всегда подразумевает действие, это может быть также и бездействие. Правонарушение – это рубикон, граница которую нельзя переступать. Правонарушение всегда описано – значит, оно зафиксировано в каком-либо источнике, в противном случае оно не является правонарушением. Правонарушение – это социально-вредное деяние, значит оно опасно и может навредить обществу.

Пункт лекции №2:

Подвиды правонарушения

Правонарушение имеет два подвида: проступок и преступление.

Пункт лекции №3:

Состав правонарушения:

1) Субъект

2) Субъективная сторона

3) Объект

4) Объективная сторона

Толкование права (лекция)


План лекции:

1. Понятие «толкование права»

2. Виды толкования права

3. Способы толкования права

II. Участники:

Студенты 10 групп: АФ-174 (2 курс), АН-173 (2 курс), ФПЛб-181 (1 курс),

ФА-171 (2 курс), АН-172 (2 курс), Жб-181 (1 курс), Жб-182 (1 курс), Р-161,

НА-171 (2 курс), Аф-171 (2 курс).

Наиболее активные студенты, принявшие участие в обсуждении темы:

1. Михаил Муравьев АН-172 (помогал разобраться в вопросе, который Роман Григорьевич поднял на тренинге)

2. Ашуралиев Равиль Жб-181 (помогал разобраться в вопросе, который Роман Григорьевич поднял на тренинге)

III. Концепты:

Пункт лекции №1:

А) Толкование права – уяснение и разъяснение смысла правовых норм.

Б) Уяснение – понимание смысла нормы (связано с герменевтикой – наукой, занимающейся толкованием текстов).

В) Разъяснение – доведение смысла правовой нормы до других (связано с риторикой).

Пункт лекции № 2:

Виды толкования права:

1. Официальное толкование права – разъяснение права, которое дается государственными органами в официальном порядке и имеет юридическую силу. Существуют подвиды:

1.1. Аутентичное (разъяснение субъектами, создающими нормы права, – Государственной Думой, Президентом) и делегированное (разъяснение субъектами, наделенными правом толкования нормативных актов, изданных

другими государственными органами).

1.2. Казуальное (разъяснение НПА применительно к конкретному случаю) и нормативное (разъяснение, которое дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории).

2. Неофициальное толкование права – разъяснение права, лишенное властной юридической силы. Существуют подвиды: доктринальное (толкование, осуществляемое учеными-юристами), профессиональное (толкование, осуществляемое юристами-практиками) и обыденное (толкование людьми на основе житейского опыта).

Пункт лекции № 3:

Способы толкования права:

1. Историческое толкование — выявление смысла правовой нормы путём обращения к истории её принятия и целям, мотивам, обусловившим её введение в систему правового регулирования

2. Грамматическое толкование — уяснение смысла правовой нормы путем анализа ее словесной формулировки.

3. Логическое толкование – исследование структуры правовой нормы с применением законов логики.

4. Систематическое толкование – определение места нормы права в системе права и ее логических связей с другими нормами отрасли.

Нормы права (лекция)


План лекции:

Нормы права

II Участники:

Студенты групп: АФ-171, АФ-174, АН-173, ФПЛб-181, ФА-171, АН-172, Жб-181, Жб-182, Р-161, НА-17

Наиболее активные студенты, принявшие участие в обсуждении темы:

1. Какие виды норм права существуют? Ответ: Например процессуальные и материальные. Процессуальные – показывают, как правильно вести процесс. Материальные – те, которые говорят, как надо действовать.

2. Какие функции у процессуального права? Ответ: Одной из функций процессуального права является ритуал. Например, есть праздник Масленица. У каждой семьи есть ритуал печь блины в дни масленицы.

3. Что такое норма? Ответ: Норма – это когда нет отклонений.

4. Что является самым родственным к норме права? Ответ: Например, дефиниции. Можно привести в пример правила английского языка, где установленные нормы могут с течением времени меняться. Так и в праве.

5. Что такое источник? Ответ: Норма – это как вода, которая откуда – то сходит. Источники – то, откуда появляются нормы. Например, в интернете не везде есть нормы. Нужно знать место, где их правильно найти. Нормы нужно брать только из достоверных источников, что, к сожалению, не всегда происходит.

III. Концепты:

Правоведение состоит из двух частей отраслей права, а так же теории государства и права.

У греков есть 2 понятия космоса: микрокосмос и макрокосмос. Макрокосмос – это то, что нас окружает, а так же звёзды. Микрокосмос. Греки задумывались, есть ли границы у макрокосмоса? Есть ли что – то маленькое в микрокосмосе, что делить нельзя? На языке греков атомус – то, что делить нельзя, в буквальном смысле неделимый. Атомус права – то, что является неделимым элементом и то, из чего состоит само право. Право можно визуализировать «кирпичиком», то есть из чего складывается само право.

Нормы права: 1) право в объективном смысле – law. Право в объективном смысле это норма. Право – совокупность норм. 2) источники. Источники – то, где содержатся нормы. В пример можно привести уголовный кодекс, где есть текст, в котором прописаны нормы права.

В ходе полной лекции будут обсуждаться такие пункты: 1)понятие правовой нормы. 2)классификация норм права(виды). 3) структура.

Правоведение в высшей школе


План лекции:
1. Этимология.
2. Определение.
3. Место правоведения в системе права.
4. Система дисциплины.

Пункт лекции №1:
Этимология терминов «Правоведение» и «Юриспруденция».
«Право» — сила, насилие, «Ведо» — знать (Правоведение – знание силы);
«Юрис» — лат. право, «Пруденция» — лат. предвидение, знание.
В юридической практике в настоящее время используются оба термина.
Fiat iustitia, et pereat mundus! – Пусть погибнет мир, но восторжествует правосудие!

Пункт лекции №2:
Правоведение- дисциплина для изучения правовых явлений.
Дисциплина — структура, система по доведению до сведения реципиента каких-либо знаний, по какой-либо деятельности.
Изучение состоит из:
· знаний (информация);
· компетенции (как вести себя):
1. поиска;
2. риторика;
3. герменевтика.

Пункт лекции №3:
Внутри права можно выделить три вида:
· Юридическая деятельность – деятельность, урегулированная правом.
· Наука – теории, научные тексты, описывающие юридическую деятельность.
· Дисциплина – изучение права в рамках известного.
Деятельность существует сама по себе. Ученые наблюдают за этой деятельностью и выявляют закономерности. На основе этих закономерностей можно спрогнозировать, как будет развиваться право в будущем.
Для того чтобы заняться юридической деятельностью, нужно изучить право. Дисциплина необходима для обучения человека навыкам видения права и его закономерностей.
Дисциплина нужна для изучения уже известного, а наука — для познания неизвестного

Пункт лекции №4:
ТГП- теория государства и права;
ТГП делится на две части:
· Теория государства;
· Теория права.
Отрасли права:
· Международное — регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене;
· Конституционное — регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ;
· Административное — связано с осуществлением исполнительной власти;
· Гражданское — регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права;
· Уголовное — предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение;
· Процессуальное — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права.

Генезис, понятие, функции государства (лекция).


1.Генезис
2.Понятие государства
3.Функции государства (польза)
4.Формы государства
II Участники:
Студенты Волгоградского государственного университета, института математики и информационных технологий, групп ПМ-161, МОС-161, ИВТ-161, МКН-161, ИСТ-171.
III Концепты и новые смыслы:
Кулак-символ насилия. Находиться под рукой значит находиться под властью.
Государство-это фикция (то, чего нет в материи, т.е.невозможно осознать органами чувств).
Пункт лекции №1.
Генезис(henesis-род)
Теории происхождения государства:
1.Классовая теория. Основоположники: Энгельс, Маркс.
Идея: люди разделялись на классы
2.Теологическая (религиозная) теория. Автор: Фома Аквинский.
Идея: государство- это отражение идеальной модели государства на небесах.
3.Патриархальная теория. Автор: Аристотель.
Идея: государство-это разросшаяся семья, у которой есть патр(отец, глава).
4.Договорная теория. Основоположники: Гобс, Локк, Руссо.
Идея: было естественное(без государства) состояние, люди делали, что хотели. Затем появились противоречия и появилась война. Устав от войны, они заключали договор о том, что каждый ограничивает свою свободу.
5.Теория насилия (Гумплович)
Идея: победившее в войне племя, вместо того, что убить представителей другого племени, оно взяло их в рабство, то есть держит тех в повиновении. Так образовалось государство.
6.Психологическая теория (Петражицкий)
Идея: в психике человека у кого-то душа хочет властвовать, а у кого-то подчинять, так создалось хорошее государство.
Пункт лекции №2.
Государство-это политико-территориальная организация публичной власти.
Признаки государства:
1. наличие территории
2. население
3.суверенитет-это способность государства осуществлять свою власть на своей территории.
Понятие государства ввел Никколо Макиавелли.
Пункт лекции№3.
Функции(польза) государства:
1.внешняя: то, что государство делает на международной арене (например, торговля).
2.внутренняя (например, сбор налогов, фискал).
Пункт лекции№4.
Форма государства:
1.форма правления(монархия, республика, олигархия)
2.форма государственного устройства(унитарная, федеративная, конфедеративная)
3.политический режим

Баскова А.В./ ТГП/ Теория государства и права - ВСЕ ВОПРОСЫ ПРО ПРАВО


В ролике рассмотрены вопросы:
понятие права
признаки права
школы права
основные типы понимания права
функции права
теории происхождения права
происхождение права
субъективное право и объективное право
формы права
нормативно-правовой акт
система нормативно-правовых актов
действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
система права
норма права
правовое регулирование
правотворчество
законотворчество
толкование права
реализация права
правоотношение
правомерное поведение
правонарушение
юридическая ответственность
правовая система
социальные регуляторы
право и социальные нормы
право и государство
право и законодательство
Баскова / ТГП / Знай100 / zny100

Теория государства и права. Часть 1


1. Предмет и методология теории государства и права. 2. Общество, государство, право. 3. Типы и формы государства. Функции государства. Механизм (аппарат) государства. 4. Государство в политической системе общества. Правовое государство и его основные характеристики * Образование для всех. © Телекомпания СГУ ТВ, 1999. Другие лекции смотрите на www.youtube.com/playlist?list=PLho0jPYl5RAFRbyJBxRRMcXEk8IiV0If-

Семейное право (лекция)


Лекция по дисциплине «Правоведение».
План занятия:
1. Разминка с использованием латинского выражения 2:13
2. Брак 22:15
3. Права и обязанности супругов 41:12
4. Родители и дети 45:05
5. Алименты 50:45
6. Без попечения 52:57
7. Тренинг. 1:06:31

В начале лекции преподаватель объясняет формат обучения, который заключается в следующем: есть 3 группы, которые разделены на части. Часть групп находится в YouTube и выполняет задания в чате, а другая часть находится в teams и выполняет задания, непосредственно общаясь с преподавателем.
Дисциплина «правоведение» обязательна для получения высшего образования.
Существует специальная технология проведения этого занятия. Она состоит из разминки, лекционной части и тренинга.
Каждая разминка начинается с изучения очередной латинской фразы.

Пункт лекции №2: Разминка
Юриспруденция связана с древним Римом, язык древнего Рима – латинский. Сохранилось множество латинских юридических выражений — 20 из них студент должен знать
Каждое занятие вводится одно новое латинское выражение некоторые фразы и принципы из Римского права перешли в современное право, а некоторые перешли буквально.
Pater is est quem nuptiae demonstrant – Отец есть тот, кого брак указывает.
Суть: Отец — это глава, власть (как глава гос-ва). Фраза указывает, что власть у того, кто в браке главный. Например, если у супруги родился ребенок, то автоматически супруг является отцом.
Перед выполнением задания преподаватель попросил студентов задать вопрос, если непонятно что-либо.
Задание:
В течении 1 минуты, используя данное выражение, составить предложение и разместить его в чате, сделать скриншот
После выполнения задания преподаватель просит студентов, находящихся в teams огласить свои ответы

Пункт лекции №2: Лекционная часть
Семья – семечко, то от чего начинает что-то расти.
Семейное право отпочковалось от гражданского права так как оно тесно с ним связано.
1. Брак
2. Права и обязанности супругов
3. Родители и дети
4. Алименты
5. Без попечения
Брак – союз, договор о совместной деятельности в случае, когда два человека хотят создать семью.
От слова брать – брать из одной семьи и перетягивать в свою семью.
Условия заключения брака: согласие обоих брачующихся, свобода от другого брака, брачующиеся не могут быть близкими родственниками, брачующимися не могут быть усыновленный и усыновитель, оба брачующихся – дееспособные, совершеннолетие (искл если есть чрезвычайные обстоятельства (беременность), то брак можно заключить раньше)
Люди идут в Специальные органы Записи Актов Гражданского Состояния, подают заявление и через месяц происходит регистрация брака.
Прекращение брака: смерть одного из супругов (обоих)/расторжение через ЗАГС\суд – 1. если 1 говорит не уходи, 2. Есть несовершеннолетние дети

Преподаватель попросил студентов, находящихся онлайн задать вопросы про брак.
При заключении брака возникают особые права и обязанности: личные и имущественные
Личные — право взять фамилию супруга, право на занятие теми видами деятельности, которой он хочет заниматься.
Имущественные
Законный режим – (подпись в ЗАГСе – подпись под договором) с заключением брака возникает совместная собственность и все, что супруги приобретают, считается совместно нажитым имуществом. При разводе совместно нажитое имущество разделяется в равных долях, но подарки и нажитое до брака имущество не входят в совместно нажитое имущество.
Договорный режим — в брачном договоре можно написать собственные условия распределение имущества при разводе, как распределяется имущество, которое во время брака они получили…

Установление происхождения:
Если ребенок родился в браке – автоматически отцом ребенка считается супруг. Мать ребенка – на кого выданы документы в месте рождения. В случае рождения вне больницы свидетели определяют мать ребенка.

Вне брака: 1. биологический отец может вписать свое имя в документах на ребенка, 2. Определяется в судебном порядке.
Права несовершеннолетних – ребенок имеет право до 18 лет находиться в семье на содержании своих родителей. Ограничения: давать высшее образование — не обязанность родителей
Права и обязанности родителей – кормить, обеспечить среднее образование.

4. Алименты – обязательства, которые есть у супругов
Алименты родителей и детей — при разводе ребенок имеет право на установление алиментов от родителя, ушедшего из семьи.
Алименты супругов и бывших супругов – если муж расторг брак после рождения ребенка, то супруга имеет право на себя получить алименты (или супруга инвалид)
Алименты: по соглашению/по закону. В случае развода с беременной женщиной устанавливаются алименты так же на содержание женщины.

#мельниченко #роман_мельниченко #правоведение #лекция #свободный_юридический_факультет #семейное_право #заключение_брака #прекращение_брака #законный_режим #договорный_режим #установление_происхождения #алименты #усыновление #опека