План лекции:
1. Этимология.
2. Определение.
3. Место правоведения в системе права.
4. Система дисциплины.
Пункт лекции №1:
Этимология терминов «Правоведение» и «Юриспруденция».
«Право» — сила, насилие, «Ведо» — знать (Правоведение – знание силы);
«Юрис» — лат. право, «Пруденция» — лат. предвидение, знание.
В юридической практике в настоящее время используются оба термина.
Fiat iustitia, et pereat mundus! – Пусть погибнет мир, но восторжествует правосудие!
Пункт лекции №2:
Правоведение- дисциплина для изучения правовых явлений.
Дисциплина — структура, система по доведению до сведения реципиента каких-либо знаний, по какой-либо деятельности.
Изучение состоит из:
· знаний (информация);
· компетенции (как вести себя):
1. поиска;
2. риторика;
3. герменевтика.
Пункт лекции №3:
Внутри права можно выделить три вида:
· Юридическая деятельность – деятельность, урегулированная правом.
· Наука – теории, научные тексты, описывающие юридическую деятельность.
· Дисциплина – изучение права в рамках известного.
Деятельность существует сама по себе. Ученые наблюдают за этой деятельностью и выявляют закономерности. На основе этих закономерностей можно спрогнозировать, как будет развиваться право в будущем.
Для того чтобы заняться юридической деятельностью, нужно изучить право. Дисциплина необходима для обучения человека навыкам видения права и его закономерностей.
Дисциплина нужна для изучения уже известного, а наука — для познания неизвестного
Пункт лекции №4:
ТГП- теория государства и права;
ТГП делится на две части:
· Теория государства;
· Теория права.
Отрасли права:
· Международное — регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене;
· Конституционное — регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ;
· Административное — связано с осуществлением исполнительной власти;
· Гражданское — регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права;
· Уголовное — предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение;
· Процессуальное — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права.
1.Генезис
2.Понятие государства
3.Функции государства (польза)
4.Формы государства
II Участники:
Студенты Волгоградского государственного университета, института математики и информационных технологий, групп ПМ-161, МОС-161, ИВТ-161, МКН-161, ИСТ-171.
III Концепты и новые смыслы:
Кулак-символ насилия. Находиться под рукой значит находиться под властью.
Государство-это фикция (то, чего нет в материи, т.е.невозможно осознать органами чувств).
Пункт лекции №1.
Генезис(henesis-род)
Теории происхождения государства:
1.Классовая теория. Основоположники: Энгельс, Маркс.
Идея: люди разделялись на классы
2.Теологическая (религиозная) теория. Автор: Фома Аквинский.
Идея: государство- это отражение идеальной модели государства на небесах.
3.Патриархальная теория. Автор: Аристотель.
Идея: государство-это разросшаяся семья, у которой есть патр(отец, глава).
4.Договорная теория. Основоположники: Гобс, Локк, Руссо.
Идея: было естественное(без государства) состояние, люди делали, что хотели. Затем появились противоречия и появилась война. Устав от войны, они заключали договор о том, что каждый ограничивает свою свободу.
5.Теория насилия (Гумплович)
Идея: победившее в войне племя, вместо того, что убить представителей другого племени, оно взяло их в рабство, то есть держит тех в повиновении. Так образовалось государство.
6.Психологическая теория (Петражицкий)
Идея: в психике человека у кого-то душа хочет властвовать, а у кого-то подчинять, так создалось хорошее государство.
Пункт лекции №2.
Государство-это политико-территориальная организация публичной власти.
Признаки государства:
1. наличие территории
2. население
3.суверенитет-это способность государства осуществлять свою власть на своей территории.
Понятие государства ввел Никколо Макиавелли.
Пункт лекции№3.
Функции(польза) государства:
1.внешняя: то, что государство делает на международной арене (например, торговля).
2.внутренняя (например, сбор налогов, фискал).
Пункт лекции№4.
Форма государства:
1.форма правления(монархия, республика, олигархия)
2.форма государственного устройства(унитарная, федеративная, конфедеративная)
3.политический режим
В ролике рассмотрены вопросы:
понятие права
признаки права
школы права
основные типы понимания права
функции права
теории происхождения права
происхождение права
субъективное право и объективное право
формы права
нормативно-правовой акт
система нормативно-правовых актов
действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
система права
норма права
правовое регулирование
правотворчество
законотворчество
толкование права
реализация права
правоотношение
правомерное поведение
правонарушение
юридическая ответственность
правовая система
социальные регуляторы
право и социальные нормы
право и государство
право и законодательство
Баскова / ТГП / Знай100 / zny100
Лекция по дисциплине «Правоведение».
План занятия:
1. Разминка с использованием латинского выражения 2:13
2. Брак 22:15
3. Права и обязанности супругов 41:12
4. Родители и дети 45:05
5. Алименты 50:45
6. Без попечения 52:57
7. Тренинг. 1:06:31
В начале лекции преподаватель объясняет формат обучения, который заключается в следующем: есть 3 группы, которые разделены на части. Часть групп находится в YouTube и выполняет задания в чате, а другая часть находится в teams и выполняет задания, непосредственно общаясь с преподавателем.
Дисциплина «правоведение» обязательна для получения высшего образования.
Существует специальная технология проведения этого занятия. Она состоит из разминки, лекционной части и тренинга.
Каждая разминка начинается с изучения очередной латинской фразы.
Пункт лекции №2: Разминка
Юриспруденция связана с древним Римом, язык древнего Рима – латинский. Сохранилось множество латинских юридических выражений — 20 из них студент должен знать
Каждое занятие вводится одно новое латинское выражение некоторые фразы и принципы из Римского права перешли в современное право, а некоторые перешли буквально.
Pater is est quem nuptiae demonstrant – Отец есть тот, кого брак указывает.
Суть: Отец — это глава, власть (как глава гос-ва). Фраза указывает, что власть у того, кто в браке главный. Например, если у супруги родился ребенок, то автоматически супруг является отцом.
Перед выполнением задания преподаватель попросил студентов задать вопрос, если непонятно что-либо.
Задание:
В течении 1 минуты, используя данное выражение, составить предложение и разместить его в чате, сделать скриншот
После выполнения задания преподаватель просит студентов, находящихся в teams огласить свои ответы
Пункт лекции №2: Лекционная часть
Семья – семечко, то от чего начинает что-то расти.
Семейное право отпочковалось от гражданского права так как оно тесно с ним связано.
1. Брак
2. Права и обязанности супругов
3. Родители и дети
4. Алименты
5. Без попечения
Брак – союз, договор о совместной деятельности в случае, когда два человека хотят создать семью.
От слова брать – брать из одной семьи и перетягивать в свою семью.
Условия заключения брака: согласие обоих брачующихся, свобода от другого брака, брачующиеся не могут быть близкими родственниками, брачующимися не могут быть усыновленный и усыновитель, оба брачующихся – дееспособные, совершеннолетие (искл если есть чрезвычайные обстоятельства (беременность), то брак можно заключить раньше)
Люди идут в Специальные органы Записи Актов Гражданского Состояния, подают заявление и через месяц происходит регистрация брака.
Прекращение брака: смерть одного из супругов (обоих)/расторжение через ЗАГС\суд – 1. если 1 говорит не уходи, 2. Есть несовершеннолетние дети
Преподаватель попросил студентов, находящихся онлайн задать вопросы про брак.
При заключении брака возникают особые права и обязанности: личные и имущественные
Личные — право взять фамилию супруга, право на занятие теми видами деятельности, которой он хочет заниматься.
Имущественные
Законный режим – (подпись в ЗАГСе – подпись под договором) с заключением брака возникает совместная собственность и все, что супруги приобретают, считается совместно нажитым имуществом. При разводе совместно нажитое имущество разделяется в равных долях, но подарки и нажитое до брака имущество не входят в совместно нажитое имущество.
Договорный режим — в брачном договоре можно написать собственные условия распределение имущества при разводе, как распределяется имущество, которое во время брака они получили…
Установление происхождения:
Если ребенок родился в браке – автоматически отцом ребенка считается супруг. Мать ребенка – на кого выданы документы в месте рождения. В случае рождения вне больницы свидетели определяют мать ребенка.
Вне брака: 1. биологический отец может вписать свое имя в документах на ребенка, 2. Определяется в судебном порядке.
Права несовершеннолетних – ребенок имеет право до 18 лет находиться в семье на содержании своих родителей. Ограничения: давать высшее образование — не обязанность родителей
Права и обязанности родителей – кормить, обеспечить среднее образование.
4. Алименты – обязательства, которые есть у супругов
Алименты родителей и детей — при разводе ребенок имеет право на установление алиментов от родителя, ушедшего из семьи.
Алименты супругов и бывших супругов – если муж расторг брак после рождения ребенка, то супруга имеет право на себя получить алименты (или супруга инвалид)
Алименты: по соглашению/по закону. В случае развода с беременной женщиной устанавливаются алименты так же на содержание женщины.
План занятия:
1. Разминка 1:38
2. Понятие и виды правоотношений 12:10
3. Юридические факты и их классификация 24:17
4. Структура правоотношений 40:14
5. Тренинговая часть 1:14:45
Разминка
Юриспруденция связана с древним Римом, язык древнего Рима – латинский. Сохранилось множество латинских юридических выражений — 20 из них студент должен знать
Каждое занятие вводится новое латинское выражение
8. De jure — юридически.
9. De facto — фактически
Суть: в жизни действует право, но не всегда «как по праву, так и в жизни». Бывает по праву одно, а в жизни другое. De jure – как юридически должно быть в идеале, но De facto – не всегда так бывает
Например: De jure нельзя брать взятки, но De facto мы знаем, что взятки распространены.
De jure одна группа сейчас должна находится в zoom, но De facto все три группы в YouTube
Лекционная часть
Рукопожатие – отношение, как одно относится к другому. Есть 2 человека, которые вступают в контакт.
Например: если вы сидите дома, вы не вступаете ни с кем в отношения, но начиная общаться с другими людьми, вы ступаете в отношения.
Правосознание – психологическая теория права (как люди психически реагируют на явление – право) человек преступник – правосознание негативное
Правоотношения- вид общественных отношений, установленных государством и урегулированных правовыми нормами
Общественные отношения – отношения между людьми. Например: 2 подруги беседуют с друг другом.
Урегулированы правовыми нормами. Например: 2 подруги беседуют с друг другом. Нигде в законе не написано, что они определенным образом беседовать. Но отношения лектора и слушателя регулируются нормативным актом, т.к. есть определенные правила, не соблюдение которых влечет определенные последствия.
Виды Правоотношений
по отраслям (конституционные правоотношения – когда выбираем президента рф, выборы, референдумы, уголовные – пошли кого-нибудь побили, административные – перешли на красный сигнал светофора, гражданские семейно правовые – регистрация брака)
материальные/процессуальные – правоотношения, которые регулируют ритуалы (действа, которые должны проходить по определенным правилам). например материальные: договор купли продажи
Например процессуальные: судебный — процедура (порядок) привлечения лица к уголовной ответственности, порядок — возбуждение уголовного дела, следствие, суд.
По времени 2 вида:
длящиеся – (семейное право) брак, (трудовые отношения) — человек поступает на работу и работает.
одноразовые — переход на зелёный свет.
Юридические факты — жизненные обстоятельства, устанавливающие, изменяющие и прекращающие правоотношения.
У правоотношений есть 2 точки – точка начала и прекращения.
Юридического факт – то что устанавливает, изменяет и прекращает отношения
Пример: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО: устанавливающие – в загсе ставят подпись и им выдают свидетельство о регистрации брака, это юр. факт названный заключение брака, изменяющего правоотношения – через время заключение брачного договора, брак по другим правилам, а прекращающего — смерть человека.
Виды юридических фактов: действия и события.
Действия — полностью осознаны человеком, совершающим их, и могут быть:
Правомерные — хорошие, по правилам
Неправомерные — преступления (совершаем, но знаем) и проступки.
События — наступление событий не всегда зависит от человека. Они делятся на:
абсолютные — никак не зависящие от человека, (коронавирус)
относительные — частично зависимые от человека, (убийство во время драки, связанное с интоксикацией).
Юридические факты могут формировать юридический состав – нескольких юридических фактов, чтобы что-то произошло нужен не 1, а (минимум два факта), которые порождают юридические последствия – вхождения в правоотношения.
Например: если люди живут вместе, но не регистрирую брак – право этого не видит, но как только заключили брак, то право начинает регулировать (право на общее имущество супругов)
Иногда юридические последствия могут быть вызваны только юридическим составом, а не отдельными фактами.
Например, возраст — мужчина достиг 65 лет (событие относительное). Обратился за начислением пенсии, написал заявление (правомерное действие), следствием стало получение пенсии.
Любое правоотношение обязательно состоит из трёх частей: объекта, субъекта и содержания.
Объект — благо, из-за которого люди вступают в правоотношения. Например, семейные отношения – благо совместная жизнь. Убийство человека ® суд – благо жизнь, т.к. нельзя убивать других людей (здоровье, пища, общение).
Субъект — тот, кто вступает в правоотношения (человек, кто обладает волей)
физические (граждане, люди) и юридические лица – физически его нет, но все верят, что оно есть (магазин «Магнит», церковь, государство).
2. Общие сведения о публичном и частном праве: введение в теоретическую часть.
3. Подведение итогов лекционного занятия (форматы: вопрос – ответ, тренинг).
II Участники: Студенты групп ПОвб-181 и ПОвб-182 2 курса направления подготовки по специальности «Педагогическое образование» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Пункт лекции №1: Савкина Анастасия, Дуюнова Анастасия, Арутюнян Лианелла, Вайцеховская Дарья, Шелест Антонина, Цыганкова Валерия.
III Концепты: Пункт лекции №1: А) Отрасли права: деление на две части (jus publicum, jus civilis).
Б) Общие сведения о публичном и частном праве: введение в теоретическую часть:
— Понятие jus publicum (публичное право)
— Понятие jus civilis (частное право)
— Соотношение признаков:
jus publicum
1)Неравенство (субъекты неравны) Пример: подсудимый и судья. Судья, как представитель государства 1)Равенство (субъекты равны) Пример: отношения продавца и покупателя = обязанность отдать.
Отрасли:
Выступление Романа Мельниченко на онлайн-конференции «Инициатива-2018» “Изменение Кодекса профессиональной этики адвоката”. Тема вызвана необходимостью предложить и обсудить грядущие изменения этического Кодекса адвокатов. Они будут приняты на очередном Х Всероссийском съезде адвокатов 15 апреля 2021 г. Какими будут поправки, зависит от нас – адвокатов.
Суд над судьями. Серия 1. Театр им. Моссовета (1986) youtu.be/v3gzW4uDZiA
12 декабря – это день принятия Конституции Российской Федерации. И это горький день для всех приверженцев конституционализма, поскольку в 2020 году Конституция была всячески опорочена и осквернена. Действующая Кон-ституция совсем не похожа на ту, что приняли в 1993 году.
Для адвокатов Кодекс профессиональной этики адвоката по сути равноце-нен Конституции – это основа, в которой записаны фундаментальные идеи, вы-ражающие его сущность. Но так же, как и Конституция Российской Федерации, этот документ был извращён. И сегодня само существование этого документа под вопросом.
В нынешнем виде Кодекс профессиональной этики адвоката – это кодекс адвокатского рейха. Первоначально он не был таким, но те поправки, которые были туда внесены, сделали из него кодекс управления и тоталитарной системы. И сейчас перед всеми мыслящими юристами стоит вопрос «Что делать?»
Можно выделить два направления действий:
1. В изменениях Кодекса необходимо участвовать, пытаться сделать его человечным.
2. С Кодексом в нынешнем виде сделать уже ничего нельзя, он подлежит ликвидации.
Аргументы в пользу второй позиции:
1)Кодекс, с точки зрения истории, существует очень небольшой срок и по своей сути является экспериментом 2020 года. При этом он доставляет множе-ство проблем и не приносит никаких плюсов.
2) Согласно юридической аксиоме «Summum jus — summa injuria – Высшее право – высшая несправедливость» закон не обязательно бывает справедлив. Существуют извращенные законы, приносящие вред социуму. Разумеется, это
не всегда так, и большинство законов справедливы. Но если в законе накаплива-ется столько греха, похоти и грязи, как это произошло с Кодексом профессио-нальной этики адвоката, он становится сосредоточением зла. Продемонстриро-вать это можно изменениями в самом Кодексе.
В самом начале существовала ст. 9, звучащая так:
«Адвокат не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, вы-полнения работ или оказания услуг»
Затем это правило пропало, и появилась поправка Пилипенко:
«Адвокат вправе инвестировать средства и распоряжаться своим имуще-ством, включая недвижимость, а также извлекать доход из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду (наем), если эта деятельность не предполагает использование статуса адвоката»
Т.е. в адвокатскую Конституцию вносят правку лишь ради собственной материальной выгоды, а это мелочно и подло.
Как разрешить возникшую ситуацию?
Стратегический подход: нужно готовиться к конституционной реформе. Понять, что нынешняя система движется к краху. Необходимо определить структуру адвокатуры, т.е. как адвокаты будут жить после распада и судебных процессов. Также нужно подумать о том, как иллюстрировать людей, которые сотворили нечто подобное с адвокатской корпорацией, чтобы впредь не допу-стить их к ней.
Тактический подход: нанести точные удары по Кодексу, чтобы продемон-стрировать его несостоятельность и разрушительное воздействие на адвокатуру. Убрать весь мусор, накопившийся в Кодексе. Подумать над проектом этических судов. Адвокатам требуется выстраивать стержень своей этики, а это возможно только в коммуникации. Т.е. следует брать какую-нибудь животрепещущую ад-вокатскую тему и оценивать её с точки зрения этики, вырабатывая тем самым авторитетные мнения и людей, которые смогут создать решения и адвокатскую этику в целом.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Роман Григорьевич, пока-жите документы, с которого вы сделали вывод о том, что Пилипенко сдаёт ФПА РФ помещения в аренду, и в этом присутствует конфликт интересов.
Ответ Мельниченко Р.Г.: Нет, я такой документ не могу показать, но объ-ясню: на конференции есть видео моего вопроса «Есть ли какая-нибудь право-вая связь Пилипенко с Сивцевым Вражеком», на что Пилипенко ответил «Да, такая связь есть», но совет федеральной палаты адвокатов ему разрешил.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Считаете ли вы необходи-мым включить в ФПА ответственность членов органов адвокатского самоуправ-ления адвокатских и ФПА?
Ответ Мельниченко Р.Г.: До недавнего времени я думал включить от-дельный вид наказания – лишение права заниматься управлением в органах ад-вокатуры. Но с сегодняшнего дня я считаю, что наказывать за это нецелесооб-разно, потому что это никак не относится к адвокатской этике.