Социология вкуса — Михаил Соколов


Это видео было опубликовано на сайте ПостНаука (http://postnauka.ru/). Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.

Михаил Соколов. Лекция «Трансформационные и селективные академические системы»


Михаил Соколов, профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге, рассказал на своей визионерской лекции «Трансформационные и селективные академические системы» о различных подходах к карьерной траектории ученых в разных странах. Правила игры на академических рынках труда в России, Франции, Великобритании, Германии и США влияют и на развитие самих вузов.

«В 2035 году в университете будут обсуждаться те же самые проблемы, что и обсуждаются сейчас. Вузы продолжат развиваться под воздействием тех же самых факторов и того же самого давления. Существующие университетские структуры академических систем сохранятся. Мы с коллегами, участвуя в международном проекте, попробовали определить, какие факторы влияют на развитие учебных заведений. Особое внимание уделили тому, как устроены академические карьерные лестницы в разных странах, чем определялся выбор той или иной их конструкции и какие следствия этот выбор имеет для построения стратегий индивидуальной академической судьбы и для развития науки в целом.
Можно выделить два типа развития карьеры в науке: селективную и трансформирующую.

Отличие селективной системы от трансформирующей можно представить как путешествие в поезде. Допустим, что академические классы соответствуют классам вагонов в поезде (трем или четырем прицепные образовательные вагоны). Движение от хвоста (низкий уровень академического класса: путь к первым вагонам можно проделать, или меняя поезда, или переходя из вагона в вагон через двери). Селективная система отличается от трансформирующей тем, что некоторые пересадки через внутренние двери закрыты, время пребывания в вагонах низших классов ограничено. Некоторое количество поездов, соответствующих университетам, отходит от одного вокзала и движется параллельными курсами. Де-юре (в Германии) или де-факто (в США) существует запрет на пересадки в поезда того же класса, вышедшие существенно позже».
Отличие академической карьеры в Великобритании, Германии, России, США и Франции связано со многими другими особенностями институциональной конструкции национального академического мира:
➡ степенью конкурентности рынков труда;
➡ сложностью используемых конкурсных процедур;
➡ с тем, кому принадлежит инициатива на рынке труда в научном сообществе – продавцу или покупателю рабочей силы;
➡ с уровнем географической мобильности;
➡ с распространением пожизненных контрактов;
➡ с ролью формальных показателей в оценке продуктивности ученого и общим статусом академической профессии.
#Остров1022 #Edu2035 #ВизионерыОстрова

Общее знание — Михаил Соколов / ПостНаука


Социолог Михаил Соколов о назначении свиданий по email, истоках теории игр и работе фондового рынка по Кейнсу

Михаил Соколов (https://postnauka.ru/author/sokolov) — кандидат социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Центра институционального анализа науки и образования

«Общее знание по определению Аумана есть знание, которым обладает каждый член группы, и каждый член группы знает, что все остальные члены группы знают, и знают, что все знают, что все знают и так до бесконечности».

Полный текст лекции: postnauka.ru/video/103700

Социальное «лицо»: youtu.be/Fb3zZPrZZqc
Социальные роли: youtu.be/HkI21Cop2Vk
Социальные классы после Маркса: youtu.be/cQR00dHbQL8

Поддержать ПостНауку — postnauka.ru/donate/

Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.

Следите за нами в социальных сетях:
VK: vk.com/postnauka
FB: www.facebook.com/postnauka/
Twitter: twitter.com/postnauka
Одноклассники: ok.ru/postnauka
Telegram: t.me/postnauka

Есть много причин, чтобы ходить в университет – Михаил Соколов


Михаил Соколов о статусе знания в постсоветском обществе:
Лекция №5 / Курс Дмитрия Бутрина “Новый человек”
Каким был статус науки в советском обществе? 00:16
В чем причины сегодняшнего престижа высшего образования? 02:45
Зачем нужна сегодня школа? 05:29
Существует ли сегодня конфликт между наукой и религией? 07:14
Откуда берется «Фоменковщина» и другие псевдонаучные теории? 10:50

Дополнительные материалы курса:
— Наука «полезная» vs. «чистая»: полемика Кордонского и Гельфанда
openuni.io/course/5-course-4/lesson/5/material/481/
— Статья
Как реформировали Российскую академию наук
openuni.io/course/5-course-4/lesson/5/material/480/
— Список
Диссернет: 5 самых ярких кейсов
openuni.io/course/5-course-4/lesson/5/material/483/
— Список
Индекс Хирша: русский след
openuni.io/course/5-course-4/lesson/5/material/489/

Михаил Соколов – социолог, закончил факультет социологии Петербургского университета в 1999 году. В 2003 году — аспирантуру Института социологии РАН. Кандидат социологических наук (2003). В 2005–2007 годах — доцент факультета социологии Петербургского университета. В 2007–2011 годах — старший научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки петербургского филиала Высшей школы экономики, доцент факультета социологии петербургского филиала ВШЭ. С 2006 года — профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Открытый Университет — это новый тип свободного онлайн образования в России. Можно плыть по течению и формировать свою гражданскую позицию на основе хаотичной новостной ленты Фейсбука; аргументировать свои слова свежими мемами из Вконтакте и безнадежно смотреть на происходящее вокруг. Настоящее же гражданское общество может быть построено гражданами, понимающими устройство своей страны; знающими ее историю, основы права и экономики. Именно таким гражданским образованием и занимается «Открытый университет».
openuni.io

Чтобы получать уведомления о добавлении новых видео для курсов и практикумов, подпишитесь на канал.

Открытый Университет в соц сетях:
vk.com/open_uni
www.facebook.com/openuni.io
twitter.com/InfoOpenuni

Приближение к непонятному в космологии | Олег Верходанов. Памяти лектора


Олег Васильевич Верходанов
17.03.1965 — 05.04.2020

5 апреля 2020 года не стало Олега Васильевича Верходанова.
Не передать словами, каким замечательным был этот человек, сколько честности, любви, добра, профессионального рвения и веры в свое дело было в нем.
Но Олег навсегда останется с нами. В нашей памяти, в своей семье, родных и близких, в своих работах.

Лекция, которую вы сейчас увидите, была записана в январе 2020 в рамках III методического семинара для учителей астрономии. Все видео с методических семинаров Вы можете посмотреть в этом плейлисте: www.youtube.com/watch?v=HkVH4zLKGuw

Станислав Дробышевский. Лекция «Биологическое будущее человека»


Станислав Дробышевский. Лекция «Прекрасное далёко. Биологическое будущее человека»
30 января 2016, Центр современной культуры «Смена», Казань

Тема будущего всегда привлекала человечество. Как правило, мечты и страхи людей связаны с развитием техники и общественными изменениями, но не менее интересно задуматься о том, что будет происходить с самим человеком. Знания о происхождении и развитии нашего вида позволяют ученым делать предположения об эволюции человека при различных сценариях будущего. Станислав Дробышевский — кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

— Лекция Станислава Дробышевского в «Смене» — «Ухо жаброй не испортишь. Бесполезные части в человеке и чем они полезны»: youtu.be/X6-DKuwHyjY

Михаил Соколов — Что значит видеть мир социологически?


Лекция состоялась 2 декабря 2015 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».

Событие было организовано при поддержке креативного пространства «Ткачи».
Съемка и монтаж осуществлены Лабораторией Научных Видео.

Описание:
Что значит видеть мир социологически? С точки зрения неискушенного обывателя, верящего, что социологи заняты в основном изучением общественного мнения, вопрос просто не имеет смысла. Человеку более искушенному известно, что социологи претендуют не только на статус измерителей рейтингов, но и на обладание каким-то более систематическим знанием об устройстве общества. Правда, этим более искушенным людям обычно известно также, что социологи редко соглашаются друг с другом по поводу того, в чем именно это знание состоит. Иногда кажется, что им и вовсе ни о чем никогда не удается договориться.
Центральные вопросы социологии касаются того, как людям удается поддерживать эти формы иллюзии, и почему одни группы предпочитают жить в одной самоподдерживающейся коллективной галлюцинации, а другие – в другой, причем для каждого из них собственный мир является самоочевидным, а в существовании чужого они часто даже не отдают себе отчета.

Лектор: Михаил Михайлович Соколов, кандидат социологических наук, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований.

Web: progress-school.org/
Vk: vk.com/progress_school_spb
Facebook: www.facebook.com/progress.school.spb
Twitter: twitter.com/progress1school
Instagram: instagram.com/progress_school/
Timepad: progress-school.timepad.ru/
Камера и монтаж: Лаборатория Научных Видео (https://vk.com/sciencevideolab www.youtube.com/channel/UCQDwtlPiqks66Ylcy_sqO2Q)

Вы можете поддержать проект финансово (на аренду площадок, проектор, воду и печатную продукцию): money.yandex.ru/to/410013582208032

Если вы хотите стать присоединиться к команде организаторов или предложить партнерство — пишите на почту: mail@progress-school.org

Поведение людей в публичном пространстве — Михаил Соколов


Это видео было опубликовано на сайте ПостНаука (http://postnauka.ru/). Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.

Легенда о сотворении. Космогонии Древнего Египта. Лекция Виктора Солкина


Древнейшие религиозные тексты, дошедшие до нас от эпохи фараонов, по-разному говорят о том, как египтяне видели сотворение мира. Лишенная догматических представлений, религия Древнего Египта описывала вселенную через множество образов и концепций, подчеркивая, что в каждой из них есть место истине.
Солнце, поднявшееся на лепестках водяного цветка из бездны, и белоснежный «Великий Гоготун»; предвечный солнечный андрогин и великая мать вселенной, творящая её семью изречениями; изначальный холм суши, поднявшийся из вод, населенных существами, погруженными в сон, и бессмертный змей, как форма демиурга, — все это образы египетских легенд о сотворении мира, каждая из которых бытовала в одном из величайших религиозных центров долины Нила.
Многие из этих концепций стали источниками цитат для более поздних форм религиозного сознания человечества.

Обо всем этом и многом другом — на публичной лекции известного российского египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся уникальными авторскими фотоматериалами.

Лекция состоялась в рамках программ 100-летия Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва

Запись от 17 апреля 2018