Лекция Кети Чухров «Почему классическое искусство — это подвиг?»


В рамках проекта «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые», являющегося частью программы «Полевые исследования» Музея «Гараж», Кети Чухров обратила внимание на противоречивые аспекты рассуждений о материализме и реализме. Зачастую они предполагают как критику формализма и овеществления в искусстве с целью возвращения к нарративу и событию, так и материализм, понятый весьма прямолинейно — как самодостаточное присутствие вещи без участия Субъекта (объекта искусства или предмета), как это понимается в объектно ориентированных теориях или в спекулятивном реализме. Михаил Лифшиц называл подобный материализм вульгарным и рассматривал возможность реализма только в диалектической связи с идеальным. Однако именно взыскание идеала вызывает нарекания не только критиков реализма, но и его апологетов. С их точки зрения, реализм — это свидетельство документа, очевидность материального присутствия: он не может иметь никакого отношения к идеальному, и тем более к неприемлемому для современности понятию классики, классического. К необходимости реалистичности искусства пришли сегодня многие, а «классическое» как неотъемлемая составляющая реализма вызывает недоумение, страх возвращения к устаревшим канонам и консервативным устоям. Сегодня, когда как понятие реализма, так и понятие классики активно перехватываются институтами власти, особенно важно выяснить, что же такое классика и почему она актуальна.

Кети Чухров — доктор философских наук, доцент кафедры всеобщей истории искусства РГГУ, руководитель научно-информационного отдела ГЦСИ. Член редакционного совета «Художественного журнала», автор публикаций по философии и теории искусства в таких изданиях, как «НЛО», «Художественный журнал», «Что делать», Artforum, Springerin, e-flux, Afterall, Problemi, Stasis. Автор книг «Быть и исполнять. Проект театра в философской критике искусства» (2011) ,«Pound

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.