Толкование права
План лекции:
1.Понятие толкования (признаки);
2.Виды толкования;
3.Способы толкования.
Пункт лекции №1:
А) Понятие толкования- уяснение и разъяснение смысла правовых норм. (признаки)
Б)1 признак (уяснение)-понимание смысла норм (герменевтика )
2 признак (разъяснение)-доведение смысла правовой нормы до других (риторика)
Пункт лекции№2:
Виды толкования
1.Официальное толкование – толкуют государственные органы.
Типы официального толкования:
А) Аутентичное –интерпретирует государственная дума.
Б) Делегированное –интерпретирует конституционный суд.
2.Неофициальное толкование- толкуют все остальные.
Типы неофициального толкования:
А) Профессиональное- толкуют юристы.
Б) Доктринальное –толкование ученых.
В) Обыденное- толкование всех остальных людей.
Пункт лекции№3:
Способы толкования
А) Грамматический(Филологический)способ- способ состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта, его буквального содержания.
Б) Исторический способ- помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения.
В) Логический способ-использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.
Г) Систематический способ- основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов.
IV Рефлексия:
Лекционное занятие проводилось в форме диалога с визуализацией от руки на доске. Лектор изначально объяснял материал студентам с помощью примеров из реальной жизни. После обсуждения каждого блока студенты могли активно задавать свои вопросы лектору и коллективно в них разобраться, так же выражали свою точку зрения и обосновывали её. После завершения изучения лекционного материала была проведена практическая часть. Такой формат проведения лекционных занятий помогает лучше усвоить материал и научиться самостоятельно применять полученные знания на практике.
Занятие проходило в форме диалога с аудиторией.