Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Давида Юма.
Давид Юм характеризует собой крушение рационализма XVIII века. Обоснование Д. Юмом того факта, что наши размышления о всеобщих и закономерных причинно-следственных отношениях, являются не более чем мифом, нашей привычкой, послужило причиной знаменитого «скандала в философии», как об этом чуть позже напишет основоположник немецкой философии, Иммануил Кант.
В видеолекции рассмотрены основные идеи Д. Юма: учение о впечатлениях и идеях, понимание перцепции, теория личности, опровержение каузальной теории.
Источник: Г. В. Лейбниц, «Соч. в 4 томах, т. 1, «Мысль», Москва», 1982, с. 413-429. Пер. Е. Боброва, c изд.: G. W. Leibniz, “Ohne Überschrift, enthaltend die sogenannte Monadologie”, [in:] “Die philosophischen Schriften”, éd. Karl Immanuel Gerhardt, Band 6, 607-623 (https://fr.wikisource.org/wiki/Livre:Leibniz_-_Die_philosophischen_Schriften_hg._Gerhardt_Band_6.djvu)
„Произведение дошло до нас в трех списках. Первый из них представляет собой первоначальный набросок, сделанный рукой Лейбница и уже разделенный на параграфы. Второй – сделанный другой рукой – его копия, которую автор исправил и сделал соответствующие ссылки на «Теодицею» [...] Третья рукопись представляет собой тоже пересмотренную автором копию второй. Ни одна из копий не имеет заголовка. При жизни Лейбница этот трактат издан не был. Его латинский перевод, сделанный Ганшем и озаглавленный «Principia philosophiæ seu theses in gratiam principles Eugenii conscriptæ» («Начала философии, или Тезисы, написанные в честь принца Евгения»), был опубликован в «Acta eruditorum» в 1721 г. Французский оригинал был впервые опубликован Иоганном Эрдманом в названном выше издании. Именно Эрдман назвал этот трактат «Монадологией», под этим названием он, будучи сжатым изложением всей системы метафизики Лейбница, широко известен. Имеются различные издания «Монадологии» на языке оригинала (французском) и в переводе на различные языки. Одно из лучших (учтенных в данном издании), в котором текст Эрдмана сверен с оригиналом, осуществлено Эмилем Бутру и Анри Пуанкаре— «La Monadologie, publiée daprès les manuscrits et accompagnée déclaircissement par Emile Boutroux, suivie d’une note sur les principes de la mechanique dans Descartes et dans Leibniz par Henry Poincaré», 13-me éd. Paris, 1930. Учтен также немецкий перевод у Кассирера (II 435 — 456). Для настоящего издания перевод (изд. В. П. Преображенского) сверен с оригиналом И. С. Вдовиной” (В. В. Соколов, «Примечания к Монадологии», [в:] Г. В. Лейбниц, «Соч. в 4 томах», т. 1, «Мысль», Москва, 1982, с. 601).
Чем отличается классическая философия от неклассической? Какие религиозные идеи лежат в основе философии Владимира Соловьева? Что представляет собой учение о всеединстве? Об этом рассказывает кандидат философских наук Алексей Козырев.
Философия науки для аспирантов. Математический и естественнонаучный блок
2.5 Механицистская научная картина мира
Физические картины мира и их эволюция. Да Винчи, Галилей, Декарт, Ньютон и формирование механицизма. Основания механицистской картины мира. Представление о пространстве и времени. Полемика Ньютона и Лейбница. Принципы механицизма и их использование в культуре и науках.
— Лекторы:
Кузнецова Ирина Сергеевна – доктор философских наук, профессор кафедры философии БФУ им. И. Канта.
Повилайтис Владас Ионо — доктор философских наук, доцент кафедры философии БФУ им. И. Канта.
=============
Смотрите это и другие видео на сайте philosofaq.ru/
Философия. Курс для бакалавров
Раздел 2. Основные этапы исторического развития философии
Тема 2.11 Философия Просвещения
— Лекторы:
Чалый Вадим Александрович — канд. фил. наук, доцент, зав. кафедрой философии БФУ им. И. Канта.
Повилайтис Владас Ионо — доктор философских наук, доцент кафедры философии БФУ им. И. Канта.
=============
Смотрите это и другие видео на сайте philosofaq.ru/
Семинар «МОЗГ» Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В.Ломоносова. Цикл 2019 г «Сознание: возможности исследования».
21.10.2019. Аудитория 01 Главного здания МГУ имени М.В.Ломоносова.
“Объясни сознание!”. Герои новой пьесы Тома Стоппарда “The Hard Problem” – ученые из сверхпрестижного Krohl Institute for Brain Science – бьются над загадкой сознания. «Объясни сознание» – требует героиня пьесы от своего друга, психолога-редукциониста Спайка. Вместо ответа он подносит её руку к горящей свече, и когда она, вскрикнув, отдергивает ее, говорит: «Огонь – палец – мозг; мозг– палец – „ай“. Сознание.» Объяснил ли Спайк сознание? И что может подсказать пьеса реальным ученым, ищущим решение проблемы сознания? Мы разберем эти вопросы.
Анохин Константин Владимирович — член-корреспондент РАН, директор Института перпективных исследовний мозга МГУ имени М.В.Ломоносова.
Лекция в рамках цикла «Человек и человечество» к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция в цикле «Человек и человечество»: Свобода: определение, подходы, уровни".
Здравствуйте, дорогие друзья!
Спасибо всем, кто оставался на моем канале, всем новым подписчикам, тем кто писал мне письма и оставлял комментарии.
Сейчас я вернулась. С новыми силами и видео. И с удовольствием продолжу работу на канале)))
Сегодня я представлю вашему вниманию видео, которые записала в одном из культурных центров Ростова. Со зрителями мы пообщались на тему свободы, ответственности и свободного выбора личности в нашем непростом мире.
Впереди будут темы, посвященные смыслу жизни, ценностям, человеческому «Я», потреблению, труду и досугу, сознанию и бессознательному, национальной идентичности, открытому и закрытому обществу, власти и многому другому.
Заходите)))
Надеюсь, вам понравится. Приятного просмотра.
С уважением, Елена)))
P.S. Спасибо тем, кто пришел послушать меня «вживую». Это было потрясающее и незабываемое общение))
Лекция по философской антропологии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философской антропологии: Феномен человеческого «Я».
«Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». Антуан де Сент Экзюпери.
Вопросы лекции:
1. Условия для постижения «Я».
2. Определения «Я».
3. Границы эмпирического «Я».
4. Проблема различий себя и Другого.
5. Проблема целостности человеческого «Я».
Томас Гоббс, английский мыслитель, один из апологетов новоевропейского материализма, один из основателей теории общественного договора. Родившись в семье простолюдина, получил блестящее образование, был знаком со многими известными деятелями своего времени: Г. Галилеем, П. Гассенди, Р. Декартом.
Его школьные годы пришлись на завершение царствования Елизаветы I, университетское образование состоялось в эпоху Якова I, изучение философии — в правление Карла I. Он находился под подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.
В лекции рассматриваются основные социальные и политические взгляды английского мыслителя: теория общественного договора, учение о государстве.
Интересные цитаты Т. Гоббса:
«Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства».
«Язык, что паутина: слабые и тщеславные умы цепляются за слова и запутываются в них, а сильные легко сквозь них прорываются».
«Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы».
0:00:09 1. План лекции
0:02:45 2. О свободе
0:14:50 3. Резюме текста Парменида
0:18:25 4. О кажимости
0:26:58 5. Эллегия №8 из Рильке «Животное-человек»
0:56:05 6. Хайдеггер о Рильке и Пармениде
1:05:45 7. Протогор