Лекцию для бакалавриата по предмету «Финансовое право» читает Никонорова Елена Сергеевна
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
— Понятие финансов.
— Функции финансов.
— Субъекты финансового права.
— Финансовое регулирование.
— Предмет финансового права.
— Виды финансов.
— Финансовая деятельность.
— Методы распределения финансовых средств.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.
— Бюджетная система.
— Внебюджетные фонды (ФФОМС, ПФР, ФСС).
— Финансовые организации (банки).
— Фонды страхования.
— Принципы финансового права.
— Система финансового права.
— Денежные (финансовые) отношения.
Курс читает: Никонорова Елена Сергеевна
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СТАВИТЬ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ И ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ.
Если Вам помогли лекции, то на развитие канала можно прислать денег:
Карта VISA: 4890 4946 5989 8209
Это может ускорить выход лекций, которые нужны именно вам)
Спасибо.
По вопросам сотрудничества обращайтесь: lectfree@gmail.com
Мы можем разместить на канале Вашу рекламу или Ваши видеолекции.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:
Основной список:
Финансовое право: Учебник/Под ред. О.Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 1998.
Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И. Химичевой. — М.: БЕК, 2000.
Финансовое право: Учебное пособие/Под ред. Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой. — Санкт- Петербург: Питер, 2002.
Дополнительный список:
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов. — М.: Новый Юрист, 1997.
Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. — М.: ТЕИС, 1995.
Савин А.Ю. Финансовое право. — М.: Финстатинформ, 1997.
Гуреев В.И. Российское налоговое право: Учебник. — М.: Экономика, 1997.
Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. — М.: БЕК, 1997.
Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА — М.: НОРМА, 1997.
Финансовое право: Учебное пособие. — М.: Новый Юрист, 1998.
Шохин CO., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997.
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации. — М., 1995.
Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая (с изменениями и дополнениями).
Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ).
Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. — М.: Юрид. лит., 1995.
Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате РФ7/СЗ РФ. — 1995. — N 3. -Ст. 167.
Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. „О федеральном казначействеУ/Российская газета.-1992. -25 января.
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329).
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. Ы115-Ф3 “О бюджетной классификации Российской Федерации».
Закон РФ от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Федеральный закон РФ от 29 октября 98 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доб.).
Закон РФ от 28 июня 1991г. N1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Пункт лекции №1: Определение государства (Государство – политико-территориальная организация публичной власти).
Пункт лекции №2: Признаки государства:
· Организованная публичная власть;
· Наличие территории;
Пункт лекции №3: Обсуждение материала в формате вопрос-ответ: студентам была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы по теме лекции: Понятие государства. (Главной темой обсуждения стало понятие о территориальной границе государства.)
Рефлексия:
Лекционное занятие проводилось в форме разъяснительного диалога лектора. В начале занятий было выведено определение «Что такое государство?». Из определения были вычленены слова/словосочетания как признаки государства: Организованная публичная власть; Наличие территории. После объяснения материала участники лекции воспользовались возможностью для разъяснения непонятных для них пунктов по теме лекции. Данный формат лекции облегчил понимание о том, что такое государство и помог закрепить концепцию устройства государства. Дополнительно, во время лекции студенты смогли «сбросить пелену обмана» о наличие границ между государствами. Мельниченко Роман Григорьевич объяснил условность и абстрактность наличия государственных границ на основе жизненных примеров.
2. Принципы права (Pacta sunt servanda – ЧП; Равенство- Сегрегация);
3. Подведение итогов лекционного занятия в форме вопрос – ответ;
А) Что такое принципы и для чего они нужны. Право существует на основании принципов и антиномиях.
Б) Основополагающие принципы права:
1. Pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться (к примеру, никто не должен убивать людей);
ЧП — при чрезвычайном положении люди имеют возможность не выполнять нормы ( например, в случае войны солдаты обязаны убивать врагов ради защиты своей страны, за это их наказывать не будут).
2. Равенство -все люди равны и каждый должен соблюдать определенные правила;
Сегрегация — по разным признакам общество может разделить людей, что позволяет им не делать то, что другие выполняют в обязательном порядке (например, мужчины должны нести службу в армии, женщины по желанию);
Право противоречит само себе. В случае равенства говорится о том, что не нужно делить людей, но в то же время каждый человек поделен на определенные категории (возрастные, статусные, половые, гендерные и так далее) — это антиномия.
Если система не работает, то мы ее разрушаем и создаем новую (убийство царя Николая II)
Пункт лекции №2:
Ответы на вопросы студентов:
Примеры чрезвычайного положения; определенные правила, действовавшие в прошлом (крепостное право) были отменены в виду чп; примеры судебных решений, когда судья не может ссылаться на законы ( убийство в случае самообороны); если регламент противоречит закону, применяем регламент.
Классовая теория: Право –это воплощение закона в волю экономического класса (законы написаны людьми с экономической властью);
Естественники – право это то, что только врожденно (люди не убивают друг друга, все с этим согласны и записывать это не надо), позитивисты – право только то, что записывается (когда правила записываются, значит кто-то не согласен, а это уже не право (по мнению естественников)).
Законодательный процесс.
Определение правотворчества:
• Правотворчество — это деятельность по созданию НПА
Чтобы право изменялось юристы изобрели правотворческую деятельность.
Идея этой деятельности — сито, являющееся фильтром. В праве есть фильтры
через которые правила проходят, и только самые правильные и самые важные
остаются, и помещаются в систему.
Всего фильтров пять, их называют стадиями правотворческого процесса. На
любой из стадий, кроме опубликования, законопроект может быть «откинут».
• Первый этап: Законодательная инициатива
Есть перечень лиц которые могут обратиться с законопроектом.
• Второй этап: Чтения
Чтение происходит на уровне государственной думы три раза.
• Третий этап: Совет Федерации
Утверждают закон в Совете Федерации (В верхней палате парламента)
• Четвертый этап: Подпись президента
Президент РФ подписывает или не подписывает законопроект
• Пятый этап: Публикация
Краткие ответы на вопросы к экзамену по ТГП.
В этом ролике я попробую в краткой и доступной форме рассказать Вам о том, какие теории происхождения государства имеют место в современном правоведении.
В лекции ярко представлена проблема источников и форм права. Поставив цель проанализировать природу источников и природу форм права, а также их взаимосвязь, профессор Мордовцев выделяет два основных подхода к пониманию источников права:
1) источник понимается, как исток, как факторы, которые определяют содержание права, которое в свою очередь, понимается в качестве явления антропологического и исторического. Анализируя этот подход, профессор касается крупнейших философских систем и их влияния на развитие права, рассматривает конкретные виды источников права, понимаемых широко (материальные и идеальные источники, традиции, обычаи, обряды);
2) источник права, как форма права, как материальная оболочка, в которой живут юридические нормы и правовые принципы (правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт, юридическая доктрина, религиозные источники).
Видеолекция будет интересна не только студентам, но и аспирантам, докторантам и преподавателям Теории государства и права, а также отраслевых юридических наук. Представлено авторское видение вопроса.
Подписывайтесь на канал и узнавайте о новых видеолекциях, докладах и диспутах профессора А.Ю. Мордовцева. Комментарии, острые вопросы и дискуссии категорически приветствуются!
Лекция по дисциплине «Правоведение».
Маска для губернатора
План занятия:
1. Понятие правовой нормы 24:15
2. Виды правовых норм 40:48
3. Структура правовой нормы 45:11
4. Тренинг «Маска для губернатора» 56:20
За отсутствие скриншота студент теряет 1 балл доп. вопрос на всех 3-ех модульных контрольных работах. И всей группе ставиться пропуск.
Ход работы:
1. Разминка
2. Лекционная часть
3. Тренинговая часть
Лекция проходит в стрим режиме, преподаватель дает материал студентам приводя примеры. В ходе лекции студенты, могут задавать вопросы, после проходит тренинг
Разминка:
Каждое лекционное занятие преподаватель вводит 1 новое латинское выражение (всего их будет 20). Задача студента: выучить его и тут же начать использовать
More majorum – по обычаю предков
· Это аксиома про обычаи, многие вещи которые мы считаем естественными, потому что так делали всегда. В наше время молодежь отрицают все старое прибегая к новому, но не всегда все старое плохое. Есть more majorum, которое действует всегда, и как поступали наши предки, то мы будем поступать так.
Задания:
В течении 1 минуты, используя данное выражение, составить предложение и разместить его в чате и сделать скриншот
Пример: На пасху красят яйца и пекут куличи, ведь more majorum
ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие правовой нормы
2. Виды правовых норм
3. Структура правовой нормы
1.Пронятие правовой нормы
Норма права – это санкционированное, или установленное общеобязательное правило поведения, охраняемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права (юридическая норма, правовая норма) является важнейшей разновидностью действующих социальных норм в обществе
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
П: Студент должен приходить на лекцию с камерой.. Студент –это субъект, предикат –это наличие камеры. Норма –это истинное суждение
Общее-это справедливы относительно всего объема понятие.
П: Все студент должны ходить на лекцию с камерой (все S суть P)
Государственное – норма создаётся, применяется и обеспечивается государством
Правило которое устанавливает государство, то является правовыми
П: Не воруй, не убивай …
2. Виды правовых норм
Охранительные — Специфический НПА. Его специфика заключена в том, что он регулирует общественные отношения, связанные с юридической ответственностью. Они отвечают за защиту прав субъектов.
П: хранение наркотических веществ – (охранительное )
Регулятивные — особый разряд норм, содержащий в себе определённые предписания. Они дают права и устанавливают ограничения. В зависимости от того, какой смысл несёт тот или иной нормативный акт регулятивные нормы делятся на:
1. Управомочивающие.
2. Обязывающие.
3. Запрещающие.
П: Запрет переходить дорого на красный свет
Материальные –прикладная часть НП. Они направлены на реализацию существующих положений. В их компетенции находится и сам процесс реализации, который подвержен строгому регламенту. Он не может быть заменён или редактирован во время претворения акта в жизнь.
П: Уголовный кодекс. что нельзя делать?
Процессуальные — Эти НП неразрывно связаны с предыдущей нормой. Связь заключается в том, что в отличии от материального права, которое даёт лишь рекомендацию, нормы процессуального права, обеспечивают физическое протекание всех процессов
П: по какой процедуре людей сажают.
Императивные – Это такой правовой элемент, который выпускается в категоричной форме. Это значит, что он не может быть изменён, после своего создания. На его содержание не в силах повлиять адресаты.
П: Студент обязан на лекцию приходить с камерой. у него один выбор
Диспозитивные — диспозитивные НП более динамичный элемент. Они подразумевают право выбора. Фиксированное решение наступает только в том случае, если участник процесса не решают вопрос самостоятельно
П: Человек может участвовать в голосование.Он может выбирать
Обязывающие — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.
П: Каждый должен платить налоги
Запрещающие – нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.
П: Студент не должен ходить на лекцию в пижаме
Уполномочивающие — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.
П: Право на образование
Пятый выпуск канала «Обществознание без цензуры». Рассказ про систему права: нормы, институты и отрасли, связь между ними и разница между частным, публичным, материальным и процессуальным правом.
Реквизиты для пожертвований:
1) карта Сбербанка 4276 3800 5599 2882 (Артём Анатольевич Р.)
2) яндекс-кошелёк money.yandex.ru/to/410011245764209