«Между Ремарком и Донцовой: что Большие Данные могут рассказать нам о социальных истоках литературных вкусов в России»
Отправным пунктом для большей части социологии искусства является наблюдение, что художественные вкусы социальных групп различаются. Наиболее влиятельная точка зрения предполагает, что вкус является инструментом, с помощью которого элиты проводят границы между собой и не-элитами: приобретение того, что считается «хорошим вкусом» требует натаскивания, праздности, а иногда и значительных экономических инвестиций, зато потом он служат пропуском в высшие слои. Этой точке зрения в последние десятилетия был брошен вызов с нескольких сторон. С одной стороны, утверждалось, что распространение массовой культуры привело к стиранию различий между «хорошим» и «плохим», с другой — что современные общества слишком индивидуалистичны и диффузны, чтобы в них можно было выделить стабильные вкусы или группы, с которыми эти вкусы можно соотнести. Наконец, в России критики утверждали, что ударившая по интеллигенции череда экономических кризисов привела к потере престижа высокой культуры и, в результате, к тому, что младшие поколения выросли безразличными к «вечным культурным ценностям». Мы попробуем разобраться, что из этого верно в отношении России, опираясь на данные о литературных предпочтениях и социальных атрибутах 80 тысяч читателей петербургских библиотек.
Михаил Соколов — социолог, кандидат социологических наук. Профессор Факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Основные научные интересы связаны с социологией науки (в том числе — социологией социологии) и исследованиями культуры.
_____
Высшая школа экономики подготовила междисциплинарный лекторий, в рамках которого широкая аудитория сможет по-новому взглянуть на те социальные явления и процессы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Лучшие российские и зарубежные социальные исследователи на неочевидных примерах и с помощью новых методов расскажут зрителям, как на наших глазах меняется мир, в котором мы живем. Лекторы представят новый взгляд на повседневные явления, расскажут о новых исследованиях, осуществленных в последние 2-3 года, и собственных оригинальных методах. Каждая лекция – своеобразное введение в социальные науки. Курс будет состоять из трех блоков: «Повседневность», «Культура» и «Big Data и новые технологии».
Пункт лекции №1: Функции права: A) Регулятивная (Регулирует отношения людей в обществе)
Б) Охранительная (Возникает в момента прецедента).
Пункт лекции №2: Типы правовых семей:
А) Континентальная – из римского права (Преобладает регулятивная функция права. В государстве такого типа правового семейства существует свод правил, которые регулируют отношения в обществе).
Б) Англо-саксонская (Преобладает охранительная функция права. В государстве такого типа правового семейства преобладает прецедентное решение правовых отношений).
IV Рефлексия:
Лекционное занятие проводилось в форме диалога с визуализацией от руки на доске. Лектор рассказал о типах права и о типах правовых семей. Проводился опрос на понимание влияния правовых семей на урегулирование конфликтов в различных государствах и историю происхождения этих правовых семей. Всего две правовые семьи: континентальная и англо-саксонская. Континентальная произошла от Римского права, а англо-саксонская от Великобритании. По теме приводились примеры из жизни для более подробного объяснения темы. Глубокое объяснение функций права даёт возможность иметь более чёткое представление об их структуре и причастности к обществу. Понимание важности правил поведения в обществе облегчает взаимодействие с людьми. В лекции было много практичного материала.
Григорий Юдин «Опросы общественного мнения – между наукой и политикой»
Каждый день мы сталкиваемся с результатами опросов общественного мнения – из них мы узнаём об обществе, в котором живём. Однако опросов так много, что часто невозможно понять, каким из них доверять и почему. В наше время влияние опросов на политическую жизнь столь велико, что они постоянно используются в целях политической борьбы.
Почему данные опросов часто противоречат нашим ощущениям? Как правильно интерпретировать их результаты? Как они могут использоваться пропагандой? Что такое «репрезентативность» опроса и от чего она зависит? Как опросы отражают и формируют политическую реальность?
Эта лекция поможет научиться ориентироваться в данных опросов и понять, как в опросах сочетаются научный инструмент и политическая технология.
Григорий Юдин, кандидат философских наук, MA in Sociology, преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ. Автор работ по политической философии, социологии, методологии социологических исследований.
Пройти тест по теме: goo.gl/DPvFhN
Учиться можно эффективно и с удовольствием! Домашняя школа InternetUrok.ru — полное среднее образование с 1 по 11 класс дистанционно, возможность официального зачисления в любое время года: home-school.interneturok.ru/?utm_source=youtube
Это видео было опубликовано на сайте ПостНаука (http://postnauka.ru/). Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.
«Путь рухнет мир, но восторжествует закон!» — эту латинскую максиму любят повторять юристы. Понятно, что это метафора, но все-таки, хорош закон или плох, а мы все под страхом наказания вынуждены ему подчиняться. Но на чем основываются сами законы — на какой философии, на каком понимании истины? Сколько в этих законах здравого смысла, а сколько волюнтаризма тех, кто законы сочиняет или принимает? Острейшая по постановке вопросов и по откровенности ответов дискуссия с профессиональными юристами.
Автор и ведущий программы: Виталий Третьяков
Участники:
1. Гаджиев Гадис Абдуллаевич, судья Конституционного суда РФ
2. Тимошина Елена Владимировна, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУ
3. Графский Владимир Георгиевич, главный научный сотрудник Института государства и права РАН
4. Баренбойм Петр Давидович, адвокат
5. Миронов Владимир Васильевич, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова