История Западной философии. Лекция №39. «Позитивизм и утилитаризм: Конт, Милль и Спенсер»


Лекция профессора Андрея Борисовича Зубова из цикла “История философии” посвящена таким философам как Огюст Конт, Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер.

Мы поймем:
— как позитивисты рассматривали важность эмпирического, чувственного познания мира

— почему они отрицали познавательную ценность философского исследования;
— в чем состояли принципы легендарного “Венского кружка”

— во что сегодня трансформировались основные представления позитивистского философского мышления.

«Филаретова доля» (Судьба Роберта Бойля)


Курс: Наука между Ренессансом и Просвещением nefiktivnoe.ru/video/nauka-epohi-vozrozhdeniya
Лектор: Дмитриев Игорь Сергеевич
Поддержать проект, внести donation: nefiktivnoe.ru/donation

В этой лекции будет рассказано о начале жизненного пути известного английского ученого и моралиста Роберта Бойля (Robert Boyle; 1627 – 1691). Главная цель лекции – проследить как формировалась научная карьера Р.Бойля в условиях, отнюдь не способствовавших развитию интереса к изучению природы (по крайней мере в социально значимых масштабах) и при отсутствии социо-профессиональной ниши для научных занятий. При этом я остановлюсь как на некоторых объективных условиях периода Реставрации, способствовавших карьере Бойля как исследователя природы (и не только его), так и его персональных (личностных) особенностях и обстоятельствах: хорошие материальные условия, талант, интеллектуальная дистанцированность от современников, умение соединить натурфилософский и этико-религиозный дискурсы, владение искусством назидательной риторики, отвечающей потребностям страны и вписывающейся в идеологические императивы эпохи. Кроме того, большую роль в становлении Бойля как человека науки («экспериментирующего философа») сыграл интеллектуальный микросоциум, т. е. окружение, которое стимулировало и поддерживало его научные интересы и практики. Таким микросоциумом для Бойля стал круг лиц, общавшихся с С. Хартлибом (Samuel Hartlib; ок. 1600 – 1662) (так называемый «круг Хартлиба»).

Философия Ф. Ницше.


Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Основные идеи философии Фридриха Ницше.
Фридрих Ницше — один из самых сложных и противоречивых мыслителей XIX века.
«Я не создаю новых идолов; пусть научатся у древних, во что обходятся глиняные ноги. Моё ремесло скорее — низвергать идолов — так называю я «идеалы».
Из письма Фридриха Ричля, знаменитого немецкого филолога к В. Фишеру от 2 февраля: «Но наш Ницше! — да, вот уж действительно тёмная история, как, впрочем, и сами Вы — несмотря на всё благоволение к этому превосходному человеку — отметили в Вашем письме. Просто удивительно, каким образом в нём уживаются две души. С одной стороны, строжайший метод квалифицированно научного исследования.., с другой, этот фантастически чрезмерный, сверхостроумно перекувыркивающийся в непонятное вагнеро-шопенгауэровский искусство-мистерие-религие-фанатизм! Конечно, всё в то и упирается, что нам недостаёт взаимопонимания; для меня он слишком головокружительно высок, для него я слишком гусенично ползуч. Больше всего злит меня его неуважение к родной матери, вскормившей его своей грудью: к филологии».
В видеолекции рассматриваются основные философские идеи немецкого мыслителя: критика христианских ценностей и догматов, учение о воле к власти, мораль рабов и господ, учение о Сверхчеловеке.

"Что делать?" Философия Фридриха Ницше и теория сверхчеловека сегодня.


Эфир: 07.09.2014. Выпуск 385.

15 октября 1844 года родился один из самых известных и популярных, что очень существенно, философов мира Фридрих Ницше. Об оригинальности его как философа и его философии пойдёт речь в очередной передаче «Что делать?» Почему Ницше пришёл к выводу о смерти Бога, на каком основании он вывел положение о появлении сверхчеловека. В чём суть моральной доктрины Ницше? Является ли она доктриной аморализма? Несёт ли Ницше ответственность за те политические и этические взгляды, которые в ХХ веке прямо апеллировали к его философскому наследию? Насколько популярна идея сверхчеловека среди сегодняшней молодежи, во многом придерживающейся ценностей индивидуализма? Вот только некоторые вопросы, которые будут обсуждаться в этой передаче.

Автор и ведущий: Виталий Третьяков

Участники:

1. Эбаноидзе Игорь Александрович, главный редактор издательства «Культурная революция», кандидат философских наук
2. Синеокая Юлия Вадимовна, доктор философских наук
3. Жеребин Алексей Иосифович, доктор филологических наук, президент Российского союза германистов (Санкт-Петербург)
4. Вольский Алексей Львович, кандидат философских наук (Санкт-Петербург)
5. Скворцов Алексей Алексеевич, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Философия Г. Лейбница.


Лекция по философии к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Г. Лейбница.
Норберт Винер как-то сказал, что если бы ему пришлось выбирать святого — покровителя кибернетики, он не задумываясь, выбрал бы Лейбница.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий физик и математик, языковед и философ, один из создателей математического анализа, основоположник учения о предустановленной гармонии, провозгласивший принцип того, что мы живем в наилучшем из миров.
Смысл своей жизни Лейбниц видел в познании природы, в создании идей, помогающих раскрыть ее законы.
Лейбниц скажет: «Я не презираю почти ничего… Никто не обладает менее критическим духом, чем я. Это звучит странно, но я соглашаюсь почти со всем, что читаю. Я слишком хорошо знаю, как многообразны вещи, и поэтому при чтении всегда сразу наталкиваюсь на то, что объясняет и оправдывает автора».
В лекции рассматриваются основные жизненные вехи немецкого мыслителя, анализируется его учение о монадах, рассматривается учение о предустановленной гармонии, сравнивается позиция Локка и Лейбница в рамках учения Локка о врожденных идеях.

Пандемия и общество. Почему мир не будет прежним? / Виктор Вахштайн в Рубке ПостНауки


15 декабря в 18:00 в Рубку ПостНауки придет Виктор Вахштайн, кандидат социологических наук. С ним мы поговорим о том, какие есть сценарии реагирования общества на пандемию, как общество относится к ковид-диссидентам и какие общественные проблемы проявила пандемия? Проведет эфир исследователь ПостНауки Адель Цебенко. Виктор Вахштайн — кандидат социологических наук, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии философско-социологического факультета ИОН РАНХиГС, профессор Российско-Британского университета МВШСЭН, главный редактор журнала «Социология власти».

Поддержать ПостНауку — postnauka.ru/donate/

Курсы на ПостНауке Виктора Вахштайна:

Cоциология архитектуры — postnauka.ru/courses/155275

Теория познания в социологии -https://postnauka.ru/courses/51323

Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее делают на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить. Следите за нами в социальных сетях: VK: vk.com/postnauka
FB: www.facebook.com/postnauka/
Twitter: twitter.com/postnauka
Одноклассники: https: // ok .ru / postnauka
Telegram: t.me/postnauka