В этой лекции будет рассказано о начале жизненного пути известного английского ученого и моралиста Роберта Бойля (Robert Boyle; 1627 – 1691). Главная цель лекции – проследить как формировалась научная карьера Р.Бойля в условиях, отнюдь не способствовавших развитию интереса к изучению природы (по крайней мере в социально значимых масштабах) и при отсутствии социо-профессиональной ниши для научных занятий. При этом я остановлюсь как на некоторых объективных условиях периода Реставрации, способствовавших карьере Бойля как исследователя природы (и не только его), так и его персональных (личностных) особенностях и обстоятельствах: хорошие материальные условия, талант, интеллектуальная дистанцированность от современников, умение соединить натурфилософский и этико-религиозный дискурсы, владение искусством назидательной риторики, отвечающей потребностям страны и вписывающейся в идеологические императивы эпохи. Кроме того, большую роль в становлении Бойля как человека науки («экспериментирующего философа») сыграл интеллектуальный микросоциум, т. е. окружение, которое стимулировало и поддерживало его научные интересы и практики. Таким микросоциумом для Бойля стал круг лиц, общавшихся с С. Хартлибом (Samuel Hartlib; ок. 1600 – 1662) (так называемый «круг Хартлиба»).
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Основные идеи философии Фридриха Ницше.
Фридрих Ницше — один из самых сложных и противоречивых мыслителей XIX века.
«Я не создаю новых идолов; пусть научатся у древних, во что обходятся глиняные ноги. Моё ремесло скорее — низвергать идолов — так называю я «идеалы».
Из письма Фридриха Ричля, знаменитого немецкого филолога к В. Фишеру от 2 февраля: «Но наш Ницше! — да, вот уж действительно тёмная история, как, впрочем, и сами Вы — несмотря на всё благоволение к этому превосходному человеку — отметили в Вашем письме. Просто удивительно, каким образом в нём уживаются две души. С одной стороны, строжайший метод квалифицированно научного исследования.., с другой, этот фантастически чрезмерный, сверхостроумно перекувыркивающийся в непонятное вагнеро-шопенгауэровский искусство-мистерие-религие-фанатизм! Конечно, всё в то и упирается, что нам недостаёт взаимопонимания; для меня он слишком головокружительно высок, для него я слишком гусенично ползуч. Больше всего злит меня его неуважение к родной матери, вскормившей его своей грудью: к филологии».
В видеолекции рассматриваются основные философские идеи немецкого мыслителя: критика христианских ценностей и догматов, учение о воле к власти, мораль рабов и господ, учение о Сверхчеловеке.
15 октября 1844 года родился один из самых известных и популярных, что очень существенно, философов мира Фридрих Ницше. Об оригинальности его как философа и его философии пойдёт речь в очередной передаче «Что делать?» Почему Ницше пришёл к выводу о смерти Бога, на каком основании он вывел положение о появлении сверхчеловека. В чём суть моральной доктрины Ницше? Является ли она доктриной аморализма? Несёт ли Ницше ответственность за те политические и этические взгляды, которые в ХХ веке прямо апеллировали к его философскому наследию? Насколько популярна идея сверхчеловека среди сегодняшней молодежи, во многом придерживающейся ценностей индивидуализма? Вот только некоторые вопросы, которые будут обсуждаться в этой передаче.
Автор и ведущий: Виталий Третьяков
Участники:
1. Эбаноидзе Игорь Александрович, главный редактор издательства «Культурная революция», кандидат философских наук
2. Синеокая Юлия Вадимовна, доктор философских наук
3. Жеребин Алексей Иосифович, доктор филологических наук, президент Российского союза германистов (Санкт-Петербург)
4. Вольский Алексей Львович, кандидат философских наук (Санкт-Петербург)
5. Скворцов Алексей Алексеевич, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Elena is a mentor for highly sensitive and empathic entrepreneurs. She explains why we need to change the prevalent cultural narrative around highly sensitive people.
Лекция по философии к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Г. Лейбница.
Норберт Винер как-то сказал, что если бы ему пришлось выбирать святого — покровителя кибернетики, он не задумываясь, выбрал бы Лейбница.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий физик и математик, языковед и философ, один из создателей математического анализа, основоположник учения о предустановленной гармонии, провозгласивший принцип того, что мы живем в наилучшем из миров.
Смысл своей жизни Лейбниц видел в познании природы, в создании идей, помогающих раскрыть ее законы.
Лейбниц скажет: «Я не презираю почти ничего… Никто не обладает менее критическим духом, чем я. Это звучит странно, но я соглашаюсь почти со всем, что читаю. Я слишком хорошо знаю, как многообразны вещи, и поэтому при чтении всегда сразу наталкиваюсь на то, что объясняет и оправдывает автора».
В лекции рассматриваются основные жизненные вехи немецкого мыслителя, анализируется его учение о монадах, рассматривается учение о предустановленной гармонии, сравнивается позиция Локка и Лейбница в рамках учения Локка о врожденных идеях.
15 декабря в 18:00 в Рубку ПостНауки придет Виктор Вахштайн, кандидат социологических наук. С ним мы поговорим о том, какие есть сценарии реагирования общества на пандемию, как общество относится к ковид-диссидентам и какие общественные проблемы проявила пандемия? Проведет эфир исследователь ПостНауки Адель Цебенко. Виктор Вахштайн — кандидат социологических наук, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии философско-социологического факультета ИОН РАНХиГС, профессор Российско-Британского университета МВШСЭН, главный редактор журнала «Социология власти».
Теория познания в социологии -https://postnauka.ru/courses/51323
Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее делают на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить. Следите за нами в социальных сетях: VK: vk.com/postnauka
FB: www.facebook.com/postnauka/
Twitter: twitter.com/postnauka
Одноклассники: https: // ok .ru / postnauka
Telegram: t.me/postnauka