Андрей Захаров продолжает свой цикл по истории либеральной мысли второй частью лекции о Жане-Жаке Руссо — одном из самых известных французских мыслителей эпохи Просвещения.
В силу особенностей своего непростого характера Жан-Жак Руссо более всего в жизни боялся двух вещей: других людей и любых перемен. Каким же образом могло получиться так, что этот консерватор и мизантроп оказался вдохновителем революционной демократии на многие века вперед?
Самое главное сочинение Жан-Жака Руссо – «Общественный договор» («Du Contrat social» ) 1762г. Это весьма важный для уразумения духа философии XVIII века политический трактат: он может служить образцом того чисто рационалистического и абстрактного отношения к обществу, которое характеризует мысль той эпохи. С другой стороны, он имел громадное влияние на политическое воспитание французского общества, и идеи этого трактата сделались руководящими принципами революции, особенно во втором фазисе её развития.
Предуведомление 0:00
Книга1 0:31
Глава I ПРЕДМЕТ ЭТОЙ ПЕРВОЙ КНИГИ 1:41
Глава II О ПЕРВЫХ ОБЩЕСТВАХ 2:54
Глава III О ПРАВЕ СИЛЬНОГО 7:34
Глава IV О РАБСТВЕ 9:48
Глава V О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ ВСЕГДА ВОСХОДИТЬ К ПЕРВОМУ СОГЛАШЕНИЮ 19:56
Глава VI ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОГЛАШЕНИИ 21:53
Глава VII О СУВЕРЕНЕ 27:51
Глава VIII О ГРАЖДАНСКОМ СОСТОЯНИИ 32:45
Глава IX О ВЛАДЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ 35:11
КНИГА 2
Глава I О ТОМ, ЧТО СУВЕРЕНИТЕТ НЕОТЧУЖДАЕМ 41:39
Глава II О ТОМ, ЧТО СУВЕРЕНИТЕТ НЕДЕЛИМ 44:14
Глава III МОЖЕТ ЛИ ОБЩАЯ ВОЛЯ ЗАБЛУЖДАТЬСЯ 48:00
Глава IV О ГРАНИЦАХ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ СУВЕРЕНА 51:20
Глава V О ПРАВЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ 59:33
Глава VI О ЗАКОНЕ 1:03:51
Глава VII О ЗАКОНОДАТЕЛЕ 1:11:08
Глава VIII О НАРОДЕ 1:20:19
Глава IX ПРОДОЛЖЕНИЕ 1:24:29
Глава Х ПРОДОЛЖЕНИЕ 1:29:45
Глава XI О РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ 1:36:15
Глава XII РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОВ 1:40:58
КНИГА 3 1:43:48
Глава I О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ 1:43:59
Глава II О ПРИНЦИПЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕМ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 1:55:37
Глава III РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЙ 2:01:27
Глава IV О ДЕМОКРАТИИ 2:03:58
Глава V ОБ АРИСТОКРАТИИ 2:08:14
Глава VI О МОНАРХИИ 2:12:52
Глава VII О ПРАВЛЕНИЯХ СМЕШАННЫХ 2:25:52
Глава VIII О ТОМ, ЧТО НЕ ВСЯКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ПРИГОДНА ДЛЯ ВСЯКОЙ СТРАНЫ 2:27:59
Глава IX О ПРИЗНАКАХ ХОРОШЕГО ПРАВЛЕНИЯ 2:38:52
Глава Х О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ И О ЕЕ СКЛОННОСТИ К ВЫРОЖДЕНИЮ 2:43:19
Глава XI О СМЕРТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА 2:50:47
Глава XII КАК ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ СУВЕРЕНА 2:53:26
Глава XIII ПРОДОЛЖЕНИЕ 2:55:29
Глава XIV ПРОДОЛЖЕНИЕ 2:58:47
Глава XV О ДЕПУТАТАХ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ 3:00:37
Глава XVI О ТОМ, ЧТО УЧРЕЖДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОТНЮДЬ НЕ ЕСТЬ ДОГОВОР 3:08:33
Глава XVII ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА 3:11:12
Глава XVIII СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ЗАХВАТ ВЛАСТИ 3:13:39
КНИГА 4
Глава I О ТОМ, ЧТО ОБЩАЯ ВОЛЯ НЕРАЗРУШИМА 3:17:47
Глава II О ГОЛОСОВАНИЯХ 3:22:22
Глава III О ВЫБОРАХ 3:29:09
Глава IV О РИМСКИХ КОМИЦИЯХ 3:33:19
Глава V О ТРИБУНАТЕ 3:55:14
Глава VI О ДИКТАТУРЕ 3:59:08
Глава VII О ЦЕНЗУРЕ 4:05:27
Глава VIII О ГРАЖДАНСКОЙ РЕЛИГИИ 4:08:51
Глава IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4:28:07
In der Frühen Neuzeit kommen diverse Staatstheorien auf, die die Herausbildung und die Grundlage von modernen Nationalstaaten beeinflusst haben. Die Idee der Gewaltenteilung z. B. taucht sowohl bei John Locke 1651 wie auch bei Montesqieu 1748 auf.
In einer fünfteiligen Videoreihen sollen wichtige Staatstheorien aus dem Zeitalter der Aufklärung dargestellt werden.
Die Reihe beginnt mit dem Franzosen Jean Bodin, der 1576 seine sechs Bücher über die Republik (Les six livres de la République) veröffentlicht hat. Hierin spricht er sich für das Gottesgnadentum und der absolutistischen Monarchie aus.
Im zweiten Teil geht es um Thomas Hobbes und dessen Leviathan aus dem Jahre 1651. Begriffe wie der Naturzustand und der Gesellschaftsvertrag tauchen auf. Letztendlich spricht sich Hobbes für eine absolutistische Herrschaftsform aus, die aber nicht monarchisch sein muss, wenngleich er mit der Monarchie sympathisierte.
John Lockes Two Treatises of Government von 1689 gebraucht ebenfalls die Begriffe Naturzustand und Gesellschaftsvertrag, doch vertritt er klar die Position, dass jeder im Staate sich an die Gesetze zu halten habe. Er spricht sich also klar gegen den Absolutismus aus. Außerdem spricht von einer legislativen und einer exekutiven Gewalt, die nicht zwingend in der Hand von einer Person oder einer Gruppe liegen müsse. Wenngleich Locke die Staatsform offen lässt, spricht er sich gegen eine direkte Demokratie aus.
Mit Montesquieus De l’esprit des Loix aus dem Jahre 1748 wird eine dritte Gewalt eingefügt, die Judikative. Im Gegensatz zu Locke betont Montesquieu, dass es schlecht sei, wenn eine Person oder eine Gruppe mehr als eine Gewalt in den Händen halte. Es müsse eine strikte Trennung geben. Neben einer Volksvertretung plädiert er in der Legislative für eine Adelskammer. Seine bevorzugte Staatsform, die er in seinem Werk auch explizit benennt, ist die konstitutionelle Monarchie.
Zu guter Letzt soll der Blick auf Jean Jacques Rousseau gewendet werden. Dessen Werk Du Contrat Social ou Principes du Droit Politique aus dem Jahre 1762…
Linkliste zu allen Teilen der Videoreihe zu Staatstheorien in der Frühen Neuzeit:
1 Jean Bodin, Les six livres de la République, 1576: youtu.be/uExCNqURiCc
2 Thomas Hobbes, Leviathan, 1651: youtu.be/tMhavLtWUKU
3 John Locke, Two Treatises of Government, 1689: youtu.be/7Mf05txioww
4 Charles de Secondat, Baron de Montesquieu, De lesprit des Loix, 1748: youtu.be/_ZPIB43Syz0
5 Jean Jacques Rousseau, Du Contrat Social ou Principes du Droit Politique, 1762: youtu.be/6gg2FkxI5Kg
___________
Wenn euch das Video gefällt, freue ich mich sehr über einen Daumen nach oben und/oder ein Abo.
#Зубаревич #Россия #регионы
Директор региональной программы независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в проекте «Шкала ценностей».
Артем Филатов обсудил с Натальей Зубаревич протесты в Хабаровске, последствия отравления Алексея Навального для региональной политики, стоит ли ждать еще один карантин осенью 2020 года в России, а также глубину экономического спада из-за ограничений во время первой волны коронавируса и возможные экономические последствия второй волны пандемии.
Содержание:
00:00 Трейлер и приветствие
02:00 Актуальна ли сейчас «теория четырех Россий»
06:25 Насколько политизированы протесты в регионах
08:20 Протесты в Хабаровске
14:19 Чем недовольны региональные элиты
16:42 Отравление Алексея Навального
21:00 Чем коронавирус опасен для экономики России
26:14 Сколько денег недополучат бюджеты регионов
29:45 Была ли «коронавирусная федерализация»
33:05 Достоверна ли статистика по коронавирусу
35:04 Вторая волна коронавируса в России
38:40 Мегапроекты и геополитические амбиции
43:20 «Удаленка» и отъезд людей в регионы
47:40 Про всплеск интереса к низовой политике
51:00 Что нужно гражданскому обществу в регионах
52:45 Комментарий Артема Филатова после интервью
Андрей Захаров продолжает цикл по истории либеральной мысли лекцией о Жане-Жаке Руссо — одном из самых известных французских мыслителей эпохи Просвещения.
В силу особенностей своего непростого характера Жан-Жак Руссо более всего в жизни боялся двух вещей: других людей и любых перемен. Каким же образом могло получиться так, что этот консерватор и мизантроп оказался вдохновителем революционной демократии на многие века вперед?
Эксперт: Михаил Сульман, исполнительный директор Нобелевского фонда в 1992-2011 гг., председатель Шведского института международной политики, член Королевской Академии наук Швеции
Ведущие: Александр и Светлана Шмелевы
Тема: Мир под ударом Короны — последствия и реакции
Беседа приурочена к 75-летию Организации Объединенных Наций.
Эксперт: Основатель Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» и член Правления международного антикоррупционного движения Transparency International Елена Панфилова.
00:00 Начало и приветствие
01:45 Вступление: Лена Немировская
09:20 В чем кризис международных организаций
13:30 Зачем создавалась и как работает ООН
19:50 Реакция государств на ковид
25:30 Кризис доверия и разъединение людей
35:28 Realpolitik в межгосударственных объединениях
40:28 Поправки в закон об НКО в России
45:30 Интернет и международные коммуникации
52:20 Коронавирус и ответственность граждан
59:26 «Организация объединенного человечества»
1:03:05 Пандемия как повод ограничения прав
1:09:08 Международные расследования журналистов
1:15:28 Что разделяет и объединяет людей сейчас
1:22:08 Послесловие Юрия Сенокосова
#Панфилова #ООН #гражданскоеобщество
Россия переживает настоящий «бум исторической памяти», то есть интереса к периоду сталинских репрессий, уверен филолог, специалист по мемориальной культуре Николай Эппле. В своей книге «Неудобное прошлое» он показывает, как сталинский террор 30-х годов прошлого века влияет на нас сегодня и почему без проработки этого страшного опыта очень сложно двигаться в будущее.
В новом выпуске «Шкалы ценностей» Артем Филатов обсудил с Николаем Эппле, как россиянам может помочь опыт других стран, которые прошли через травматичные периоды истории; популярность фильма Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха»; дело Юрия Дмитриева и захоронения в Сандармохе, а также филологические труды Николая и период его работы в отделе комментариев газеты «Ведомости».
Содержание:
00:00 Почему мы пригласили Николая Эппле
02:20 Разделение на потомков жертв и палачей некорректно
07:00 Почему растет интерес к теме репрессий?
08:50 Дудь о Колыме и «Список Шиндлера» Спилберга
14:11 Про «призывы к репрессиям» в соцсетях
19:10 Как сталинские репрессии влияют на нас сегодня
22:50 Self-help book по теме репрессий?
26:20 Опыт каких стран полезен для России
30:22 Опасно ли «ворошить прошлое»?
39:58 Компенсации жертвам: торг уместен?
45:30 Как филолог стал изучать репрессии
50:22 Отдел комментариев газеты «Ведомости»
01:00:20 Сандармох и «этические карманы» 20 века
01:11:50 Юрий Дмитриев разбудил дракона?
01:15:20 Что же делать с трудным прошлым?