Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Учение об Абсолютной идее Г. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель по праву является вершиной всей немецкой классической философии. В своем учении он открыл и обосновал с позиции абсолютного идеализма более ста пятидесяти совершенно новых философских терминов и категорий, открыл, ставшие знаменитыми законы диалектики.
В видеолекции рассматривается учение об Абсолютной идее, анализируются стадии ее развития, рассматривается Логика, Философия природы, Философия духа, анализируются основные понятия гегелевского учения об Абсолютной идее — «Бытие», «Ничто», «Становление», «Количество», «Качество», «Мера», «Скачок», «Инобытие», «Отчуждение», «Субъективный дух», «Объективный дух», «Абсолютный дух».
Лекция по курсу «История религий мира» к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по курсу «История религий мира»: Буддизм: общая характеристика.
Буддизм (Буддадхарма, Бодхидхарма) — первая мировая религия. Это религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э.
Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Распространение буддизма способствовало созданию культурных синкретических комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.
В современном мире подлинной цитаделью классического буддизма является Тибет, где уже в первом тысячелетии н.э., буддизм был признан в качестве официальной религии.
По данным Encyclopedia Britannica, в 2011 году численность буддистов составляла 780 миллионов человек.
Буддизм проработал и по-новому переосмыслил ключевые понятия индийской культуры — кармы (закона воздаяния), сансары (реинкарнации, колеса перерождений) и нирваны (освобождения)
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах.
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
1. Учение о четырех благородных истинах.
2. Учение о личности.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Философия Зигмунда Фрейда.
История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний.
Чтобы лечить психическое заболевание, нужно знать его причину, а это гораздо сложнее, чем узнать причину соматического заболевания. Поэтому Фрейд вначале увлекается гипнозом: ему кажется, что с помощью гипноза возможно открыть те глубины человеческой психики, в которых берут начало сложные психические заболевания. Исследуя своих пациентов при помощи гипноза, Фрейд делает поразительное для того времени открытие: оказывается, душевная жизнь человека не ограничивается его сознанием. В философии, начиная с XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, И. Кант и т. п.), преобладала концепция полной открытости нашего сознания. Считалось, что все наше сознание можно исследовать при помощи разума.
Фрейд же при помощи гипноза установил, что сознание, которое доступно человеку в обычном его состоянии, это лишь очень небольшая часть всей психической деятельности человека. Кроме сознательной, в психике есть еще и подсознательная, и бессознательная сфера. И именно бессознательная сфера определяет сознание.
В лекции анализируются знаменитые принципы метода психоанализа З. Фрейда, рассматривается концепция возникновения культуры, анализируется структура личности.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна
Видеолекция по философии: Философия Сократа.
В философии Сократа принцип «человекомеры» Протагора меняет свое значение и, как говорил Г. Гегель, может быть сформулирован так: «человек как мыслящий есть мера всех вещей».
В противоположность натурфилософам, Сократ хотел ограничиться этическими исследованиями; ибо они одни, по его мнению, имеют цену для человека, и лишь ими в состоянии овладеть познавательная способность человека; напротив, натурфилософские умозрения не только бесплодны, но и тщетны и даже дерзостны.
Прежде, до Сократа, истина понималась древними греками как нечто окончательно сложившееся, готовое. Она могла быть уловлена сознанием мыслителя и без особых затруднений передана другому, чье мышление открыто для извлечения абсолютной истины. Сократ отказывается от этой предпосылки. Невозможно внести истину в душу человека, как нельзя заставить видеть слепого от рождения.
Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель, и судьба, Сократ главной своей задачей полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении — существо разумное. И его философия может быть поэтому, определена как этический и антропологический рационализм.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1. Биография Сократа — основные вехи.
2. Этический рационализм Сократа — «Познай себя», как непрерывное стремление с самосовершенствованию.
3. Метод Сократа: майевтика, диалектика, определение, индукция, ирония.
4. Моральные парадоксы Сократа: знание есть добродетель.
5. Сократ о душе и даймонионе (внутреннем голосе).
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философии: Гносеология Иммануила Канта.
В видеолекции рассматриваются апостериорные и априорные суждения Канта, анализируется понятие «ноумена» (вещи в себе) и «феномена» (явления), описывается проблема соотношения трансцендентного и трансцендентального, рассматривается общая характеристика познавательного процесса, включая анализ трех фундаментальных ступеней в человеческом познании: чувственности, рассудка и разума, дается характеристика знаменитому «коперникианскому перевороту» в философии, который совершил И. Кант, анализируется проблема трансцендентального единства апперцепции.
Лекция по философии к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна
Видеолекция по философии: Софисты.
C середины пятого века до нашей эры, среди греков начинают выступать воззрения, распространение которых произвело через несколько десятилетий коренное изменение в образе мыслей образованных кругов и в направлении научной деятельности. В прошлый раз мы говорили о том, что для нас более важными являются не итоги того или иного философского размышления, а само философское размышление, не результаты, а методология мышления, ибо от того, КАК я мыслю, я могу найти ответ на вопрос ЧТО я мыслю.
Быть мудрым и обладать знанием стало как престижным, так и необходимым. Рабовладельческая демократия Древней Греции давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса. Это предполагало владение рядом определенных, специфических знаний, в частности, риторики, логики, ораторского мастерства.
Изучая античных софистов, мы на каждом шагу убеждаемся, что схемы предыдущего космологического, натуралистического периода философии действительно перестали удовлетворять новое и слишком тонкое, слишком беспокойное сознание. Греческие софисты — утонченные натуры, которые нельзя удовлетворить никакими схемами и которые все время стремятся к максимально разностороннему переживанию жизни и к максимально разностороннему ее использованию.
02:42 Античная философия. Временные рамки
06:00 Античная философская традиция в раннем христианстве
08:15 Взаимотношение античной философии и христианства. Конфликт
10:00 Апология раннего христианства. Высокомерие античной философии
11:30 Раннее христианство принимает античное наследие
Кратко о раннем христианстве
16:00 Культура Античности: традиция устного слова. Появление письменной традиции
Заслуги раннего христианства в сохранении античной культуры
23:30 «Философия начинается в Греции». Существовала ли Философия раньше
Как начинается Философия. Признаки философского мышления.
27:30 Первые философские вопросы. Философское удивление. Попытки отвечать
32:30 Отношение к первым философам. Насмешки
34:50 Забывание. Работа с памятью
38:30 Аристофан. Облака
43:25 Аристотель о сущности мудрости. Бесполезность философии
47:05 Вопросы
47:25 Древнегреческая философия и иудаизм
49:25 Истоки древнегреческой философии: мифология и политическое устройство
15 октября 1844 года родился один из самых известных и популярных, что очень существенно, философов мира Фридрих Ницше. Об оригинальности его как философа и его философии пойдёт речь в очередной передаче «Что делать?» Почему Ницше пришёл к выводу о смерти Бога, на каком основании он вывел положение о появлении сверхчеловека. В чём суть моральной доктрины Ницше? Является ли она доктриной аморализма? Несёт ли Ницше ответственность за те политические и этические взгляды, которые в ХХ веке прямо апеллировали к его философскому наследию? Насколько популярна идея сверхчеловека среди сегодняшней молодежи, во многом придерживающейся ценностей индивидуализма? Вот только некоторые вопросы, которые будут обсуждаться в этой передаче.
Автор и ведущий: Виталий Третьяков
Участники:
1. Эбаноидзе Игорь Александрович, главный редактор издательства «Культурная революция», кандидат философских наук
2. Синеокая Юлия Вадимовна, доктор философских наук
3. Жеребин Алексей Иосифович, доктор филологических наук, президент Российского союза германистов (Санкт-Петербург)
4. Вольский Алексей Львович, кандидат философских наук (Санкт-Петербург)
5. Скворцов Алексей Алексеевич, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Лекция по философской антропологии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по философской антропологии: Феномен любви: общая характеристика.
Философская энциклопедия определяет любовь как интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления любви определяются тем, что в нем, как в фокусе, пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого.
Габриэль Гарсия Маркес как-то сказал: «Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой».
Вопросы лекции:
1. Понятие «любовь».
2. Виды любви.
3. Идеал любви.
4. Противоречия реальной любви.
Лекция по курсу «История религий мира» к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по курсу «История религий мира» — Национальные религии Китая. Конфуцианство.
Конфуций (551-479) не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».
В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.
Некоторые мысли и изречения Конфуция:
— Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
-Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
— Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
— Достойный человек не идет по следам других людей.
— Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по — доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
— Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
— Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
— Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
— Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
— В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.