Каков классический подход к определению смысла человеческого действия в социологии? Как Альфред Щюц пересмотрел неокантианский подход к действию в повседневном мире? И как изменилась теория практик после работ Бруно Латура? Об этом рассказывает кандидат социологических наук Виктор Вахштайн.
Петр Щедровицкий, президент фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», член правления фонда «Центр стратегических разработок „Северо-Запад“», выступил на «Острове 10-22» с визионерской лекцией «Вверх и вниз по волнам промышленных революций. Часть 1».
Что нас ожидает впереди?
Основные тезисы:
• Мы находимся на пороге новой промышленной революции, иными словами – в зоне «турбулентности», когда старые, более развитые системы разделения труда уже стагнируют, а новые еще находятся в зачатом состоянии.
• Говоря о новой промышленной революции, мы имеем в виду не только появление новых технологий, но и появление новых форм организации мышления и деятельности, без которых масштабирование технологий окажется невозможным.
• Лидерские позиции может занять только тот регион или страна, который сможет синхронизировать темп перемен с темпом приспособления к переменам.
#Остров1022 #Edu2035
Михаил Соколов, профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге, рассказал на своей визионерской лекции «Трансформационные и селективные академические системы» о различных подходах к карьерной траектории ученых в разных странах. Правила игры на академических рынках труда в России, Франции, Великобритании, Германии и США влияют и на развитие самих вузов.
«В 2035 году в университете будут обсуждаться те же самые проблемы, что и обсуждаются сейчас. Вузы продолжат развиваться под воздействием тех же самых факторов и того же самого давления. Существующие университетские структуры академических систем сохранятся. Мы с коллегами, участвуя в международном проекте, попробовали определить, какие факторы влияют на развитие учебных заведений. Особое внимание уделили тому, как устроены академические карьерные лестницы в разных странах, чем определялся выбор той или иной их конструкции и какие следствия этот выбор имеет для построения стратегий индивидуальной академической судьбы и для развития науки в целом.
Можно выделить два типа развития карьеры в науке: селективную и трансформирующую.
Отличие селективной системы от трансформирующей можно представить как путешествие в поезде. Допустим, что академические классы соответствуют классам вагонов в поезде (трем или четырем прицепные образовательные вагоны). Движение от хвоста (низкий уровень академического класса: путь к первым вагонам можно проделать, или меняя поезда, или переходя из вагона в вагон через двери). Селективная система отличается от трансформирующей тем, что некоторые пересадки через внутренние двери закрыты, время пребывания в вагонах низших классов ограничено. Некоторое количество поездов, соответствующих университетам, отходит от одного вокзала и движется параллельными курсами. Де-юре (в Германии) или де-факто (в США) существует запрет на пересадки в поезда того же класса, вышедшие существенно позже».
Отличие академической карьеры в Великобритании, Германии, России, США и Франции связано со многими другими особенностями институциональной конструкции национального академического мира:
➡ степенью конкурентности рынков труда;
➡ сложностью используемых конкурсных процедур;
➡ с тем, кому принадлежит инициатива на рынке труда в научном сообществе – продавцу или покупателю рабочей силы;
➡ с уровнем географической мобильности;
➡ с распространением пожизненных контрактов;
➡ с ролью формальных показателей в оценке продуктивности ученого и общим статусом академической профессии.
#Остров1022 #Edu2035 #ВизионерыОстрова
Ася Казанцева – научный журналист, популяризатор большой науки, лауреат премии «Просветитель-2014» в номинации «Естественные и точные науки». Статьи и колонки Аси Казанцевой опубликованы в самых разных изданиях: от «Троицкого варианта» до Men’s Health.
Автор бестселлера «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и недавно вышедшей книги «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов».
Лекция состоялась на канале центра «Архэ» 15 апреля 2020 года.
Поддержка трансляций — donatepay.ru/don/arhe
Многим представляется, что наши предки были розовощёкими удальцами, не знавшими болестей и горестей. Другим мнится, что они были замызганными кривоногими и гнилозубыми калеками. Реальность, как водится, гораздо интереснее.Зачем палеопатологи изучают болезни древних людей, если не могут вылечить предков? Как и что мы можем узнать о древних недугах? Что мы, современные люди, можем изъять полезного из этих знаний? Об этом – в лекции С.В. Дробышевского.
В эфире Дробышевский Станислав Владимирович, кандидат биологических наук, антрополог, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, автор книги «Достающее звено», научный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.RU.