Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Лекция прочитана в городе Волгограде 3 ноября 2015 г.
План лекции:
1. Введение в право международных договоров.
2. История права международных договоров.
3. Источники права международных договоров.
4. Базовый принцип права международных договоров.
5. Понятие «международный договор».
6. Создание текста международного договора.
7. Подписание международного договора.
8 Вступление международного договора в силу.
9. Недействительность международного договора.
10. Прекращение действия международного договора.
11. Оговорка в международном договоре.
12. Толкование международного договора.
II Участники: Студенты групп СЭ-151 и СЭ-152 5 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета. Наиболее активных студентов, участвовавшие в процессе обсуждения лекции не обнаружено, далее лектор сам выбирал кто будет задавать вопросы:
Музаева Элина (СЭ-152), Подусенко Мария (СЭ-151).
III Концепты: Пункт лекции №1: По этимологическому словарю Макса Фасмера:
Управление– функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.
Пункт лекции №2: Из латинского ad ministrare, ministr- это слуга, а ad ministrare- это служить.
Слуга- человек, находящийся на службе у кого-нибудь, отдающий себя полностью в чье-нибудь распоряжение. «Депутат должен знать, что он слуга народа, его посланец в Верховный Совет и он должен вести себя по линии, по которой ему дан наказ народом.»
Служить- служит где-либо, то это означает, что этот человек исполняет обязанности служащего в каком-либо учреждении.
Пункт лекции №3: Слово «ad ministrare» попало во французский язык и приобрело понятие «управлять». Управлять-руководить, распоряжаться деятельностью кого-чего-нибудь, направлять работу кого-чего-нибудь. Управлять государством. Управлять страной. Управлять служащими.
Содержание лекции.
1. Генезис международного права
2. Происхождение термина «международное право»
3. Теория, отрицающая существование международного права
4. Понятие международного права (Ф.Ф. Мартенс)
5. Теории о сущности международного права
6. Международно-правовая терминология
7. Рекомендованные учебники по международному праву.
Генезис международного права.
Генезис международного права (греч. Γένεσις) — происхождение международного права.
Три теории о генезисе международного права: государственная, догосударственная, постгосударственная.
Государственная — международное право возникло вместе с государством.
Догосударственная — международное право возникло до появления государств.
Постгосударственная — международное право возникло по окончании средних веков с момента возникновения крупных централизованных государств (теория А.И. Лукашук).
Происхождение термина «международное право».
Термин «международное право» имеет латинское происхождение.
Jus gentes
Jus inter gentium
Современное обозначение термина «международное право» в различных языках: Völkerrecht (немецкий), international law (английский), droit international (французский), derecho internacional (испанский).
Теория, отрицающая существование международного права.
Доводы об отсутствии международного права.
Отсутствие принуждающей силы.
Отсутствие международного суда.
Отсутствие международного законодательства.
Рекомендуемые учебники по международному праву
Понятие международного права (Ф.Ф. Мартенс).
Определение международного права Ф.Ф. Мартенса: «Под международным правом мы разумеем совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере взаимных их отношений».
Теории о сущности международного права.
Теории о сущности международного права: согласования воль, прагматизма, всемирного государства.
Основание теории согласования воли — теория общественного договора (Гобс, Локк, Руссо)
Три этапа согласования воль: не пересечение воль, пересечение воль, согласование воль.
Пересечение воль государств ведёт к Homo homini lupus est.
Международно-правовая терминология.
Международное право — это тексты. Тексты написаны на каком-либо языке.
Не существует единого языка международного права.
Виды терминов в международном праве: чистые термины, политические термины, теоретические термины.
Рекомендованные учебники по международному праву.
Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов.
Лукашук И.И. Международное право.
Мельниченко Р.Г. Электронный учебник «Адвокатура» textbook.melnichenko.net/advocate
Содержание лекции:
1. Адвокат – профессия конфликтная.
2. Этимология слова «конфликт.
3. Понятие термина «конфликт».
4. Правила поведения адвоката в конфликте.
5. Виды конфликтов с участием адвоката.
6. Адвокат-медиатор.
Этимология слова «конфликт». Близкие по семантике термины, которые необходимо различать: браниться, ругаться.
Идентификация конфликта.
Контроль эмоционального фона адвоката.
Не вовлечённость адвоката в конфликт
Вежливость в работе адвоката
Конфликт как среда и инструмент адвокатской деятельности
Конфликт — это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе решения проблемы (объект), имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон. Виды конфликтов с участием адвоката. Внешний конфликт делиться на конфликт по субъекту и конфликт по объекту. Конфликт по объекту: в суде, на переговорах, в следственном изоляторе и т.п. Конфликт по субъекту: с клиентом, с адвокатом, с органами адвокатского самоуправления, с правоохранительными органами. Виды конфликтов адвоката с клиентом: по вопросу гонорара, по позиции в деле, о качестве работы адвоката. Виды конфликтов адвоката с правоохранительными органами: пунктуальность, доминирование, грубость. Виды конфликтов адвоката с адвокатом: оценивание, клиент, грубость. Адвокат-медиатор.
Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Мельниченко Р.Г., Международное право. [Текст]: учеб. Пособие / Р. Г. Мельниченко – Москва: Изд-во Солон-пресс, 2020. – 112 с. my-shop.ru/shop/product/3902087.html
Содержание лекции:
1. Введение в контекст лекции и международного права.
2. Генезис и история международного права.
3. Понятие и принципы международного права.
4. Субъекты международного права.
5. Территория в международном праве.
6. Источники международного права.
7. Институт признания и правопреемства.
8. Право международных организаций.
9. Право вооружённых конфликтов.
10. Право внешних сношений.
11. Морское право.
12. Международное экономическое право.
13. Международное экологическое право.
14. Международное воздушное право.
15 Международное космическое право.
Лекция с использованием мнемотехники — техника запоминания.
Интерактивная лекция — диалог с аудиторией.
Киль корабля — это генезис и история международного права.
Генезис, с греческого языка переводится как род.
Всеобщность международного права, так как все студенты-юристы учат одну и ту же дисциплину.
Международное право — это особая группа юридических норм (нос корабля).
Принципы международного права (шпангоуты).
Субъекты международного права (иллюминаторы).
Источники международного права (бак на борту корабля).
Институт признания и правопреемства (шлюпка и тали).
Право международных организаций (верхняя палуба).
Право вооружённых конфликтов (орудие на носу корабля).
Право внешних сношений (стюард).
Морское право (волны).
Международное экономическое право (труба).
Международное воздушное право (вертолёт).
Международное космическое право (звёзды и Луна).
1. Определение формы правления в Р.Ф. ссылаясь на герб.
2. Обсуждение позиций студентов в форме упражнения.
3. Выявление неправильной точки зрении. Принятие или опровержение.
II Участники:
Студенты групп ПОвб-181 и ПОвб-182 2 курса направления подготовки по специальности «Педагогическое образование» Волгоградского государственного университета.
Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Савкина Анастасия, Шулекенова Мария, Цыганкова Валерия.
III Концепты: Пункт тренинга №1
Студенты определяют форму правления Р.Ф. ссылаясь на герб. (Республика или Монархия). Свою позицию записывают и аргументируют в течении 1 минуты. После этого, трое студентов озвучивают своё мнение, а остальные выбирают одно из мнений на их взгляд самое неправильное и объясняют свой выбор.
Ответы студентов.
1 позиция: По гербу Р.Ф государство является монархией.
Аргумент: На гербе изображена корона, которая является символом монархии.
2 позиция: По гербу Р.Ф государство является монархией.
Аргумент: Верховная власть принадлежит единоличному правителю.
3 позиция: Я считаю, что формой правления Р.Ф. является республика.
Аргумент: На гербе изображен двуглавый орёл с двумя коронами.
Итог: Студенты посчитали самой неправильной позицию 2.
Аргументы студентов: Отталкиваясь от герба студенты не поняли позицию студента. Позиция не связана с гербом.
Автор приводит чёткое объяснение связи его мнения с гербом: в центре герба изображен один человек, поэтому по мнению студента власть принадлежит единоличному правителю.
После аргументации позиций, студент чьё мнение показалось неправильным выбирает себе оппонента.
Аргумент оппонента: Оппонент разделил герб на верхнюю часть и центр. По его мнению, то, первым бросается в глаза является главной частью. Оппонент выбрал верх. И аргументировал, ссылаясь на верхнюю часть герба позицию о том, что власть находится руках не одного правителя.
Аргумент автора позиции: Студенту первым бросился в глаза центр герба.
Итог: Группа разделила своё мнение на тех, то обратил внимание на центр, и тех, кто обратил внимание на верх.
IV Рефлексия:
Залогом успешного усвоения информации о дисциплине- это заинтересованность студента в изучении предмета. Занятие проходило в виде тренинга, который понравился всем студентам из-за участия каждого и интересной задачи. Данный тренинг полезен не только тем, что студенты более глубоко погружаются в определенную тему дисциплины, но и тем, что участники данного тренинга получат новый опыт общения в социуме, научаться формировать своё собственное мнение и корректно аргументировать свою позицию. Такой формат проведения лекционных занятий помогает лучше усвоить материал, ведь практикуясь, студент более глубоко погружается в предмет и заинтересовывается в нём.