Лекция Екатерины Деготь «Изоляционизм или постколониальная привилегия? Место русского искусства в современных идеолого-эстетических дебатах», 8 февраля 2016 г.
Традиционная эстетика утверждала категории, определявшие восприятие и критерии оценки искусства в качестве универсальных. Так, например, Кант утверждал, что через созерцание произведения искусства зритель приобщается к «всеобщему чувству» (sensus communis), которое определяет для всех, что нравится, а что не нравится. Однако во второй половине XX веке представители постколониальной теории противопоставили свой локальный опыт тому, что утверждалось философской традицией в качестве универсального. Эстетический проект современности понимался ими как часть западной культурной гегемонии, а само эстетическое — как форма колониального угнетения. Вопрос о русском искусстве на фоне западного (или в противоположность ему) стоял по крайней мере с начала XIX века и формулировался в основном в тех же терминах. Однако пока русские искусствоведы были заняты своими узкоспециальными проблемами, международный язык искусства изменился до неузнаваемости. Что может дать русскому исследователю или художнику рамка постколониального дискурса? Как мы можем преодолеть главный тупик в обсуждении русского искусства, а именно проблему «Россия — Запад» и интеграцию в глобальный контекст? Насколько мы в праве заимствовать готовые эстетические концепты и критерии, накладывая их на региональные художественные процессы? Как правило, ответом локального искусства оказывается сопротивление против модернистского универсализма и его современной экспансии в форме периферийных биеннале. Но в контексте российского опыта такой подход усложняется тем, что сам советский проект апеллировал к модернизации, просвещению, равенству и эмансипации. Возможно, вместо того, чтобы полностью отказываться от универсализма, нам стоит прочитать западную эстетику (например, в формулировках, заданных Кантом и Гегелем) из той зоны,
которая исключалась их философией.
Андрей Шенталь, куратор Философского клуба Винзавода: «До недавнего времени пост-советский дискурсивный контекст описывали через метафору «двойного молчания» или
«обоюдного замалчивания». С одной стороны, придерживающиеся левых взглядов теоретики пост-колониального не были готовы отождествить коммунизм с колониализмом и в целом предпочитали говорить о «третьем» мире. Одновременно, местные исследователи
идентифицировали себя со своими воображаемыми коллегами «с Запада» и пренебрегали местным контекстом. Но сегодня в силу нового геополитического противостояния (а также,
возможно, благодаря русскоязычной публикации популярной книги Александра Эткинда «Внутренняя колонизация») эта методология стала применяться значительно шире. Например, в рамках последней Московской биеннале, посвященной евразийству, многие выставочные и художественные проекты взяли на вооружение именно такую оптику. В этом отношении Екатерину Деготь можно назвать первопроходцем, так как она одной из первых начала обращаться к постколониальному дискурсу еще в 90-е годы, а сегодня, будучи арт-директором кельнской Академии мирового искусства, применяет его в своей кураторской практике. Например, ее проект «Плюриверсале» исследует критические и резистентные
подходы к универсалистским притязаниям модерности. Как правило, постколониальные исследования противопоставляют универсализму европейского философского проекта свои локальные дискурсы и практики. В этой связи российский контекст представляет особый интерес, потому что советский проект — куда можно отнести и «эстетическую революцию» авангарда — апеллировал к общечеловеческим ценностям: равенству, прогрессу, эмансипации. В своем выступлении Деготь расскажет как о «внутренней колонизации», то есть о некритических попытках импортировать готовые категории в локальный художественный контекст, но также и о том, что российский дискурс может предложить мировому. Мне кажется особенно интересным в контексте Философского клуба обратиться к
эстетическим проектам Канта, Гегеля и модернисткой критики, позиционировавших себя в качестве универсальных, но прочитать их именно из той зоны, которая выпала из их нарративов. Этот вопрос актуален и в контексте культурной политики нашей страны, где из советского проекта вычленяется ее имперская составляющая, а интернационализм замалчивается и отбрасывается за ненадобностью».
История философии не прекращает размышлять о дуализме идеи и материи, универсального и сингулярного, души и тела, слова и вещи, общего и имманентного. Все пост-философии, такие как спекулятивный реализм, акторно-сетевая теория, исследования киберфемизма исследования, теории акселерационизма (не говоря о постальтюссеровской традиции
направлении, из которой вышли крупнейшиеспинозистские мыслители имманентности), ставят под сомнение значение общего, идеала, субъекта.
Настаивая на нередукционистской множественности имманентного, такие пост-философии разрешают дуализм, за счет исключения категорий субъекта, идеи, всеобщего в качестве избыточных. В результате мы оказываемся в тисках неономинализма, когда любое производство, или политическая или творческая активность организуются всего лишь на
основании механического сращения биофизики и технологий. Именно такой дуализм идеального и материального пыталась преодолеть марксисткая мысль советского периода. Советский марксизм в лице Эвальда Ильенкова пытался совместить диалектику и спинозистский материалистический монизм, но в то же самое время показать, что Гегель одним из первых открыл неразрывную связь духа и объективной реальности, сознания и истории, имманентности и универсальности, материального и идеального. Главный вопрос подобной позиции может быть сформулирован следующим образом: что если идеальное не
является внешним по отношению к реальности, и не вступает в противоречие с бессознательным; и что, если сама материя нуждается в мышлении?
Кети Чухров —доктор философских наук, доцент кафедры всеобщей истории искусства РГГУ, автор многочисленных публикаций по философии и теории искусства, среди которых книга «Быть и исполнять. Проект театра в философской критике искусства» (2011).
Дмитрий Гутов — одна из центральных фигур российского современного искусства, художник, теоретик, арт-критик, а также идеолог, член редколлегии и автор журнала «Художественная жизнь».
Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Энди Уорхол. Поп-арт как vanitas.
Энди Уорхол, (1928-1987) — один из крупнейших художников современности, писатель, продюсер, режиссер. Уорхол стал воплощением ренессансной идеи «homo universale» в эпоху массовой культуры. Один из основателей поп-арта как направления в современном искусстве. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. О его жизни снято несколько художественных и документальных фильмов.
Андрей Великанов. Культ про свет и свет про культ. Лекция прочитана 29
мая 2013 в кинотеатре Пионер парка Горького. Программа «УНИК летом».
Лекция посвящена роли искусства в современном обществе, а также
взаимоотношениям власти и искусства сегодня и в историческом контексте. Одна из ключевых тем — вуайеризм как метод в искусстве.
Упомянутые персонажи:
Владимир Мединский
Винсент Ван-Гог
Иммануил Кант
Александр Бренер
Олег Кулик
Луи Альтюссер
Данте Габриэль Россетти
Славой Жижек
Иосиф Бродский
Платон
Анатолий Луначарский
Владимир Ленин
Никита Хрущев
Элий Белютин
Адольф Гитлер
Йозеф Геббельс
Макс Нордау
Анжело Д«Арриго
Владимир Путин
Жан-Жак Руссо
Мюриэль Руссо-Овчинников
Встреча Ирины Антоновой и Антона Белова в Музее «Гараж». Как найти место для культуры внутри себя?
Как создать идеальный музей? Что происходит сейчас с музейными институциями и какова их социально-культурная роль? На стыке классического и современного искусства появляются вопросы, на которые каждый музейный специалист может дать свои ответы. Живая легенда, человек, возглавлявший ГМИИ им. Пушкина более пятидесяти лет, Ирина Антонова поговорит с директором Музея «Гараж» Антоном Беловым о том, как найти место для культуры внутри себя, и обсудит актуальные проблемы современной музеологии.
Ирина Антонова возглавляла ГМИИ им. Пушкина на протяжении 52 лет, является главным куратором государственных музеев России, почетным членом Международного совета музеев при ЮНЕСКО, академиком Российской академии образования и Российской академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета, заслуженным деятелем искусств РФ. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III, II и I степени.
Антон Белов – выпускник Московского института стали и сплавов (НИТУ «МИСиС»), основатель некоммерческого проекта Gallery White, направленного на работу с молодыми художниками, и ARTGUIDE – двуязычного журнала и интернет-ресурса, посвященного освещению событий в сфере современного искусства. С октября 2010 года является директором Музея современного искусства «Гараж» – независимой культурной платформы для развития нового мышления посредством выставочной, образовательной и научной деятельности.
Цикл «Дома-коммуны» / Лекция 6 / 10.04.2013
Лектор: Илья Утехин
Почему «коммуна» и «коммуналка» иногда упоминаются рядом — связаны ли эти явления чем-то большим, чем происхождение названий? Как советская власть использовала жилище как инструмент социального контроля? И как коммунальный быт на протяжении десятилетий формировал «советского человека»? Взгляд на феномен коммунальной квартиры в перспективе антропологии и социальной истории в лекции Ильи Утехина.