Маркетинг адвокатских услуг
Мельниченко Р.Г. Электронный учебник «Адвокатура» textbook.melnichenko.net/advocate
Содержание лекции.
1. Введение в адвокатский маркетинг.
2. Маркетинг формы адвокатского образования.
3. Фирменный стиль адвоката.
4. Реклама в адвокатуре.
1. Введение в адвокатский маркетинг.
Два подхода к финансам в адвокатуре: благотворительный и экономический.
Адвокаты-маркетологи, адвокаты занимающиеся вопросами адвокатского маркетинга.
Первый адвокат-маркетолог к.ю.н. Буробин Виктор Николаевич.
Польза адвокатского маркетинга:
1. Увеличение клиентской базы.
2. Развитие адвоката.
3. Получение правил поведения.
Сканирование рынка юридических услуг в России.
На рынке юридических услуг выделяют следующие группы: юридическое бюро, адвокатура, RuLF (российские юридические фирмы), ILF (иностранные юридические фирмы).
Маркетинговые плюсы и минусы адвокатуры:
1. Бренд – образ адвокатуры. Положительный аспект адвокатского бренда – узнаваемость. Негативный аспект в случае, если имидж адвокатуры низкий.
2. Корпоративность.
3. Монополия.
2. Маркетинг формы адвокатского образования.
Формы адвокатских образований классифицированы исходя из особенности маркетинга.
Адвокатский кабинет. Маркетинговые плюсы: дешивизна учреждения и содержания, отсутствия начальника. Минусы – повышенные членские взносы, нельзя перенимать опыт от коллег.
Коллегия адвокатов. Маркетинговые плюсы: получение опыта от коллег, передача клиентов, дисциплинированность. Минусы – взносы на содержание «чиновников» коллегии, возможность воздействия на адвоката со стороны чиновников.
Адвокатское бюро. Маркетинговые плюсы: прикрепление к бренду, получение опыта, передача клиентов. Минусы – ограничение возможности карьерного роста.
Что лучше, адвокатский кабинет или коллегия адвокатов?
3. Фирменный стиль адвоката.
Фирменный стиль состоит из нескольких элементов:
1. Логотип – визуальный образ (слово), ассоциируемый с адвокатом.
2. Визитная карточка.
3. Сайт.
4. Реклама в адвокатуре.
Реклама – неличное предложение товаров и услуг. В адвокатуре разногласие по вопросу использование рекламы.
В России адвокатская реклама ограничена.
1. Запрет ссылаться на мнение клиента.
2. Запрет сравнения.
3. Запрет дачи необоснованных надежд.
Необходимость адвокатской рекламы. Реклама позволяет клиентам узнать об адвокате.
Книга «Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха».