План лекции:
1. Этимология.
2. Определение.
3. Место правоведения в системе права.
4. Система дисциплины.
Пункт лекции №1:
Этимология терминов «Правоведение» и «Юриспруденция».
«Право» — сила, насилие, «Ведо» — знать (Правоведение – знание силы);
«Юрис» — лат. право, «Пруденция» — лат. предвидение, знание.
В юридической практике в настоящее время используются оба термина.
Fiat iustitia, et pereat mundus! – Пусть погибнет мир, но восторжествует правосудие!
Пункт лекции №2:
Правоведение- дисциплина для изучения правовых явлений.
Дисциплина — структура, система по доведению до сведения реципиента каких-либо знаний, по какой-либо деятельности.
Изучение состоит из:
· знаний (информация);
· компетенции (как вести себя):
1. поиска;
2. риторика;
3. герменевтика.
Пункт лекции №3:
Внутри права можно выделить три вида:
· Юридическая деятельность – деятельность, урегулированная правом.
· Наука – теории, научные тексты, описывающие юридическую деятельность.
· Дисциплина – изучение права в рамках известного.
Деятельность существует сама по себе. Ученые наблюдают за этой деятельностью и выявляют закономерности. На основе этих закономерностей можно спрогнозировать, как будет развиваться право в будущем.
Для того чтобы заняться юридической деятельностью, нужно изучить право. Дисциплина необходима для обучения человека навыкам видения права и его закономерностей.
Дисциплина нужна для изучения уже известного, а наука — для познания неизвестного
Пункт лекции №4:
ТГП- теория государства и права;
ТГП делится на две части:
· Теория государства;
· Теория права.
Отрасли права:
· Международное — регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене;
· Конституционное — регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ;
· Административное — связано с осуществлением исполнительной власти;
· Гражданское — регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права;
· Уголовное — предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение;
· Процессуальное — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права.
1.Генезис
2.Понятие государства
3.Функции государства (польза)
4.Формы государства
II Участники:
Студенты Волгоградского государственного университета, института математики и информационных технологий, групп ПМ-161, МОС-161, ИВТ-161, МКН-161, ИСТ-171.
III Концепты и новые смыслы:
Кулак-символ насилия. Находиться под рукой значит находиться под властью.
Государство-это фикция (то, чего нет в материи, т.е.невозможно осознать органами чувств).
Пункт лекции №1.
Генезис(henesis-род)
Теории происхождения государства:
1.Классовая теория. Основоположники: Энгельс, Маркс.
Идея: люди разделялись на классы
2.Теологическая (религиозная) теория. Автор: Фома Аквинский.
Идея: государство- это отражение идеальной модели государства на небесах.
3.Патриархальная теория. Автор: Аристотель.
Идея: государство-это разросшаяся семья, у которой есть патр(отец, глава).
4.Договорная теория. Основоположники: Гобс, Локк, Руссо.
Идея: было естественное(без государства) состояние, люди делали, что хотели. Затем появились противоречия и появилась война. Устав от войны, они заключали договор о том, что каждый ограничивает свою свободу.
5.Теория насилия (Гумплович)
Идея: победившее в войне племя, вместо того, что убить представителей другого племени, оно взяло их в рабство, то есть держит тех в повиновении. Так образовалось государство.
6.Психологическая теория (Петражицкий)
Идея: в психике человека у кого-то душа хочет властвовать, а у кого-то подчинять, так создалось хорошее государство.
Пункт лекции №2.
Государство-это политико-территориальная организация публичной власти.
Признаки государства:
1. наличие территории
2. население
3.суверенитет-это способность государства осуществлять свою власть на своей территории.
Понятие государства ввел Никколо Макиавелли.
Пункт лекции№3.
Функции(польза) государства:
1.внешняя: то, что государство делает на международной арене (например, торговля).
2.внутренняя (например, сбор налогов, фискал).
Пункт лекции№4.
Форма государства:
1.форма правления(монархия, республика, олигархия)
2.форма государственного устройства(унитарная, федеративная, конфедеративная)
3.политический режим
В ролике рассмотрены вопросы:
понятие права
признаки права
школы права
основные типы понимания права
функции права
теории происхождения права
происхождение права
субъективное право и объективное право
формы права
нормативно-правовой акт
система нормативно-правовых актов
действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
система права
норма права
правовое регулирование
правотворчество
законотворчество
толкование права
реализация права
правоотношение
правомерное поведение
правонарушение
юридическая ответственность
правовая система
социальные регуляторы
право и социальные нормы
право и государство
право и законодательство
Баскова / ТГП / Знай100 / zny100
Выступление Романа Мельниченко на онлайн-конференции «Инициатива-2018» “Изменение Кодекса профессиональной этики адвоката”. Тема вызвана необходимостью предложить и обсудить грядущие изменения этического Кодекса адвокатов. Они будут приняты на очередном Х Всероссийском съезде адвокатов 15 апреля 2021 г. Какими будут поправки, зависит от нас – адвокатов.
Суд над судьями. Серия 1. Театр им. Моссовета (1986) youtu.be/v3gzW4uDZiA
12 декабря – это день принятия Конституции Российской Федерации. И это горький день для всех приверженцев конституционализма, поскольку в 2020 году Конституция была всячески опорочена и осквернена. Действующая Кон-ституция совсем не похожа на ту, что приняли в 1993 году.
Для адвокатов Кодекс профессиональной этики адвоката по сути равноце-нен Конституции – это основа, в которой записаны фундаментальные идеи, вы-ражающие его сущность. Но так же, как и Конституция Российской Федерации, этот документ был извращён. И сегодня само существование этого документа под вопросом.
В нынешнем виде Кодекс профессиональной этики адвоката – это кодекс адвокатского рейха. Первоначально он не был таким, но те поправки, которые были туда внесены, сделали из него кодекс управления и тоталитарной системы. И сейчас перед всеми мыслящими юристами стоит вопрос «Что делать?»
Можно выделить два направления действий:
1. В изменениях Кодекса необходимо участвовать, пытаться сделать его человечным.
2. С Кодексом в нынешнем виде сделать уже ничего нельзя, он подлежит ликвидации.
Аргументы в пользу второй позиции:
1)Кодекс, с точки зрения истории, существует очень небольшой срок и по своей сути является экспериментом 2020 года. При этом он доставляет множе-ство проблем и не приносит никаких плюсов.
2) Согласно юридической аксиоме «Summum jus — summa injuria – Высшее право – высшая несправедливость» закон не обязательно бывает справедлив. Существуют извращенные законы, приносящие вред социуму. Разумеется, это
не всегда так, и большинство законов справедливы. Но если в законе накаплива-ется столько греха, похоти и грязи, как это произошло с Кодексом профессио-нальной этики адвоката, он становится сосредоточением зла. Продемонстриро-вать это можно изменениями в самом Кодексе.
В самом начале существовала ст. 9, звучащая так:
«Адвокат не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, вы-полнения работ или оказания услуг»
Затем это правило пропало, и появилась поправка Пилипенко:
«Адвокат вправе инвестировать средства и распоряжаться своим имуще-ством, включая недвижимость, а также извлекать доход из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду (наем), если эта деятельность не предполагает использование статуса адвоката»
Т.е. в адвокатскую Конституцию вносят правку лишь ради собственной материальной выгоды, а это мелочно и подло.
Как разрешить возникшую ситуацию?
Стратегический подход: нужно готовиться к конституционной реформе. Понять, что нынешняя система движется к краху. Необходимо определить структуру адвокатуры, т.е. как адвокаты будут жить после распада и судебных процессов. Также нужно подумать о том, как иллюстрировать людей, которые сотворили нечто подобное с адвокатской корпорацией, чтобы впредь не допу-стить их к ней.
Тактический подход: нанести точные удары по Кодексу, чтобы продемон-стрировать его несостоятельность и разрушительное воздействие на адвокатуру. Убрать весь мусор, накопившийся в Кодексе. Подумать над проектом этических судов. Адвокатам требуется выстраивать стержень своей этики, а это возможно только в коммуникации. Т.е. следует брать какую-нибудь животрепещущую ад-вокатскую тему и оценивать её с точки зрения этики, вырабатывая тем самым авторитетные мнения и людей, которые смогут создать решения и адвокатскую этику в целом.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Роман Григорьевич, пока-жите документы, с которого вы сделали вывод о том, что Пилипенко сдаёт ФПА РФ помещения в аренду, и в этом присутствует конфликт интересов.
Ответ Мельниченко Р.Г.: Нет, я такой документ не могу показать, но объ-ясню: на конференции есть видео моего вопроса «Есть ли какая-нибудь право-вая связь Пилипенко с Сивцевым Вражеком», на что Пилипенко ответил «Да, такая связь есть», но совет федеральной палаты адвокатов ему разрешил.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Считаете ли вы необходи-мым включить в ФПА ответственность членов органов адвокатского самоуправ-ления адвокатских и ФПА?
Ответ Мельниченко Р.Г.: До недавнего времени я думал включить от-дельный вид наказания – лишение права заниматься управлением в органах ад-вокатуры. Но с сегодняшнего дня я считаю, что наказывать за это нецелесооб-разно, потому что это никак не относится к адвокатской этике.
Мельниченко Р.Г. Электронный учебник «Адвокатура» textbook.melnichenko.net/advocate
Содержание лекции:
Предпосылки возникновения института адвокатуры — родственная адвокатура.
Оказание профессиональной юридической помощи в Древней Греции: логографы, синегоры.
Появление и функционирование адвокатуры в Древнем Риме: cavere (составлять новые иски и сделки), agere (вести дело в суде), respondere (давать ответы).
Возникновение адвокатуры в России в Средние века. Вклад Ивана IV в упорядочение деятельности пособников в Московском государстве.
Расцвет адвокатской деятельности в результате либеральных реформ царской России 1864 года.
29 октября 2020 года с 12:40 мск состоится занятие по дисциплине «Административное право».
План лекции:
1. Органы исполнительной власти.
2. Федеральная структура исполнительной власти.
3. Структура исполнительной власти субъектов РФ.
Составление предложения с латинской фразой: «Summum jus-summa injuria» — Высшее право-высшая несправедливость.
Пункт занятия №1. Органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти представлены в виде избушки на курьих ножках.
Органы власти разделены на три части:
· Исполнительная
· Судебная
· Законодательная
Судебная и законодательная это один блог, а исполнительная другой. Это те органы, которые исполняют то что они написали
Органы исполнительной власти-часть государственного аппарата по исполнению закона и судебных решений
Признаки:
1)Полномочия
2)Административная власть
3)Юрлицо
Если полицейский бьёт дубинкой, то он исполняет свою административную власть.
Пункт занятия №2. Федеральная структура исполнительной власти.
Вся избушка делится на две части. Верх- это федеральные структуры исполнительной власти, а лапка- это исполнительная власть субъектов Российской Федерации
Федеральная-это которая сидит в Москве, а субъектов, например, губернатор Волгоградской области
Крыша — это правительство Российской федерации. Оно является высшей орган исполнительной власти. ПП -это председатель правительства. М-это министры.
Солнышко-это президент. Президент не является исполнительной власти, он сам ничего не исполняет. У каждого министра есть свое министерство. Министерство условно делится на: силовики и другие. Министерство иностранных дел Российской Федерации, МВД (полиция), ФСБ, министерство здравоохранения.
Пункт занятия №3. Структура исполнительной власти субъектов РФ.
Почему одна ножка? Потому что они усеченные, не могут быть полицейские Волгоградской области, они относятся к Москве. Есть правительство Волгоградской области возглавляет губернатор, есть комитет, комитет по делам национальности и казачества и есть инспекции, и они могут быть местные, например, инспекция труда или инспекция занятости
Глоссарий:
· Исполнительная власть
· Судебная власть
· Законодательная власть
· Федеральные органы государственной власти
· Председатель Правительство
· Министр
· МВД
· МИД
· Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Вопросы от студентов лектору.
Вопрос: что регулирует правительство?
Ответ: регулирует деятельность министерств.
Вопрос: какие существуют полномочия, между субъектами и федерацией?
Ответ: исключение видение федерации, совместное ведение. Например, Волгоградская область не может объявить войну Калмыкии.
Вопрос: не основная черта отличия законодательной и исполнительной власти
Ответ: законодательные органы избираются, а исполнительные органы, как правило назначаются, потому что у них есть начальник, который принимают их на работу.
Пункт лекции №4: Тренинг по теме
Общий вопрос для всех студентов от лектора:
Видом чего является Председатель Правительства?
На Апрельской конференции прошла экспертная дискуссия «Государственное управление: проблемы и решения»
ОСНОВНОЙ ДОКЛАДЧИК:
М.С. Шклярук — Руководитель направления «Институты и общество» Центра стратегических разработок
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
А.Б. Жулин — Проректор НИУ ВШЭ
В.В. Летуновский — Заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ
А.В. Чибис — Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
К.Ю. Носков — Руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ
Г.С. Никитин — Заместитель Министра промышленности и торговли РФ
МОДЕРАТОР:
Л.И. Якобсон – Первый проректор НИУ ВШЭ
Пройти тест по теме: goo.gl/xVrvuM
Учиться можно эффективно и с удовольствием! Домашняя школа InternetUrok.ru — полное среднее образование с 1 по 11 класс дистанционно, возможность официального зачисления в любое время года: home-school.interneturok.ru/?utm_source=youtube
Мельниченко Р.Г., Государственная и муниципальная служба: электронный учебник textbook.melnichenko.net/the_state_and_municipal_service
Тренинг состоялся в г. Волгограде 30 января 2016г.
Содержание фрагмента.
Задание аудитории: «Напишите концепт проблемы, связанной с системой государственной службы РФ».
Для критики был выбран концепт «единовластие».
Лектор рассказывает о том, что учебная дисциплина «Государственная и муниципальная служба РФ» в Волгоградском государственном университете преподается уже пять. Лектор сообщает, что основной подход его преподавания данной дисциплины – мнемотехника (искусство запоминания) посредством использования опорных сигналов.
Система – совокупность элементов, которые определенным образом соединяются. Есть два вида систем, первая – иерархическая, где есть уровни системы (вышестоящий и нижестоящий), вторая – сетевая (элементы равнозначны, горизонтально сообщаются).
Государственная и муниципальная служба относится к иерархическому виду системы.
Существует три основных закона, которые регулируют государственную и муниципальную службу:
1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ;
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ;
3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
Перечисленные нормативные акты являются источниками государственной службы в Российской Федерации. Однако, этот список не исчерпывающий, так как существуют подзаконные нормативные акты.
Все службы делятся на три части:
1. Гражданская;
2. Военная;
3. Иные (правоохранительная).
Правоохранительная служба является промежуточной между военной и гражданской службами.
К иным видам государственной службы относятся: МВД, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Федеральная Служба исполнения наказания Российской Федерации и так далее.
Все суды относятся к иным, даже военные суды, но это относится только к судебному аппарату – секретарям, помощникам, канцелярии и так далее.
Некоторые признаки иных относятся к военной службе, а некоторые – к гражданской. Однако, есть у иных и абсолютно личные признаки, которые не присущи двум другим видам государственной службы.
Разделение государственной службы на виды обусловлено разностью выполнения задач, определенными полномочиями.
Относительно вертикального, иерархического деления – государственная служба делится на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации.
Военная служба, в отличие от двух остальных не имеет нижней иерархической ступени, то есть не имеет отдельного структурного звена на региональном субъектном уровне.
Во времена Киевской Руси невозможно провести границу между гражданской и военной государственной службой, а иных и вовсе не существует.
Невозможно университетское образование без элемента исследования.