Аннотация: Семинар будет посвящен тексту доклада Филиппа Франка «Каково значение современных физических теорий для общей теории познания?», опубликованного в журнале «Эркентнис» (Познание). (Полный текст сборника статей этого журнала доступен здесь: goo.gl/kP9ejm).
Мы попробуем посмотреть, как в философии науки в результате развития физических теорий утверждается новое понимание «факта» и формируется новая — одновременно релятивистская и позитивистская — картина мира.
Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна
Видеолекция по философии: Философия Сократа.
В философии Сократа принцип «человекомеры» Протагора меняет свое значение и, как говорил Г. Гегель, может быть сформулирован так: «человек как мыслящий есть мера всех вещей».
В противоположность натурфилософам, Сократ хотел ограничиться этическими исследованиями; ибо они одни, по его мнению, имеют цену для человека, и лишь ими в состоянии овладеть познавательная способность человека; напротив, натурфилософские умозрения не только бесплодны, но и тщетны и даже дерзостны.
Прежде, до Сократа, истина понималась древними греками как нечто окончательно сложившееся, готовое. Она могла быть уловлена сознанием мыслителя и без особых затруднений передана другому, чье мышление открыто для извлечения абсолютной истины. Сократ отказывается от этой предпосылки. Невозможно внести истину в душу человека, как нельзя заставить видеть слепого от рождения.
Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель, и судьба, Сократ главной своей задачей полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении — существо разумное. И его философия может быть поэтому, определена как этический и антропологический рационализм.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1. Биография Сократа — основные вехи.
2. Этический рационализм Сократа — «Познай себя», как непрерывное стремление с самосовершенствованию.
3. Метод Сократа: майевтика, диалектика, определение, индукция, ирония.
4. Моральные парадоксы Сократа: знание есть добродетель.
5. Сократ о душе и даймонионе (внутреннем голосе).
История разворачивается во время Великой Отечественной войны. Семерым заключенным удается бежать из «зоны» и укрыться в маленькой, забытой Богом и людьми, деревушке. Едва переведя дух, герои сталкиваются с новым испытанием — в окрестностях появляется немецкий диверсионный отряд. И волею судьбы вчерашние «враги» Родины превращаются в ее яростных защитников. Война калечит судьбы миллионов людей, но иногда именно война заставляет даже самого последнего негодяя на земле вспомнить, что и он — ЧЕЛОВЕК.
Жанр: драма, военный
Тип: мини-сериал
Год: 2010
Статус: готов
Режиссер: Сергей Чекалов
Продюсер: Виктор Мирский, Сергей Антонов
Исполнительный продюсер: Андрей Ризванюк
Оператор: Вячеслав Лазарев
Автор сценария: Игорь Швецов
В ролях: Кирилл Рубцов, Виктор Соловьев, Михаил Тарабукин, Андрей Фролов, Алексей Лонгин, Мухтар Гусенгаджиев, Алексей Дмитриев
Нейтронные звезды и черные дыры являются финальными стадиями эволюции массивных звезд. Эти компактные объекты не только обладают интереснейшими астрофизическими проявлениями, но и представляют огромный интерес для фундаментальной физики. Недаром за исследования нейтронных звезд было вручено уже две с половиной нобелевских премии (за открытие радиопульсаров, за обнаружение двойного пульсара и проверку ОТО, а также сюда можно отнести как минимум половину премии за развитие рентгеновской астрономии). В курсе рассматриваются различные источники, связанные с нейтронными звездами и черными дырами, эволюция нейтронных звезд, а также перспективы исследований в этой области.
Содержание видео:
0:10 Жизнь звезды
14:07 Эволюция нейтронных звезд
25:40 Радиопульсары
33:27 Магнитары
47:46 Недра нейтронных звезд
55:29 Свойства двойных звезд
1:09:50 Релятивистские двойные звезды
1:22:18 Гравитационные волны
1:32:30 Черные дыры
1:39:12 Скорости компактных объектов
1:54:04 Одиночные компактные объекты
2:08:23 Великое объединение нейтронных звезд
2:22:49 Компактные объекты и фундаментальная физика
Это видео собрано из материалов курса астрофизика Сергея Попова «Нейтронные звезды и черные дыры». Расшифровки и дополнительные материалы читайте здесь: postnauka.ru/courses/17745
Сергей Попов — доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ
Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, смотрите на сайте postnauka.ru/. ПостНаука — все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить.
Космос. Кажется, он безграничен, но так ли это? В свое время Коперник показал, что Земля не является центром Вселенной. Долгое время Вселенная считалась бесконечной, но сейчас ученые предполагают, что можно найти ее границы и даже форму.
Если Вселенная бесконечна, то не только в пространстве, но и во времени. Небо должно быть усеяно бесчисленным количеством звезд, и свет от них должен выжечь все живое на Земле?
Ищите ответы в шоу " Сквозь кротовую нору с Морганом Фрименом" на канале Discovery!
Смотри следующую серию clc.am/vremia
Лекция по курсу «Философская антропология» к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по курсу «Философская антропология»: «Свобода. Подходы к проблеме. Свобода и необходимость»
Лекция была прочитана бакалаврам-заочникам, обучающимся по специальности «Журналистика» 12.10.16 в Ростовском государственном экономическом университете РГЭУ (РИНХ).
В одной из своих бесед с Симоной де Бовуар французский философ, Ж. П. Сартр сказал, что его «Бытие и ничто» (ключевое философское произведение Сартра-писателя) — произведение о свободе.
Подводя к тому, что свобода является первым условием действия, Сартр говорит о том, что всякое действие должно быть интенциональным, должно иметь цель, а цель, в свою очередь, отсылает к мотиву. Именно действие выносит решение о своих целях и своих движущих силах, а действие есть выражение свободы.
Далее Сартр говорит следующее: «Если основным условием действия является свобода, мы должны попытаться наиболее точно описать её, но свобода не имеет сущности. Она не подчинена никакой логической необходимости. Свобода становится действием, и мы достигаем её обычно через действие, организуемое ею вместе с мотивами."
Само название «свобода» опасно, если под этим обязательно подразумевают, что слово отсылают к понятию, как обычно это делают слова. Неопределимая и неназываемая свобода — не будет ли она неописуемой?» Сартр не хотел давать определение свободе, однако считал необходимым описать её. «Конечно, я не смог бы описать свободу, которая была бы общей для другого и для меня самого, я не смог бы также увидеть сущность свободы...», и стоит отметить, что речь Сартр будет вести именно о своей свободе.
«Человек осуждён на свободу, он или свободен, или его нет». Это означает, что нельзя найти других границ свободы человека, чем она сама. Таким образом, отказ от свободы может быть понят только как попытка рассматривать себя в качестве бытия-в-себе; человеческая реальность есть бытие, в котором речь идёт о её свободе в бытии, так как оно постоянно пытается отказаться от её признания. Чаще всего «попытки задушить свободу» оказываются неудачными, а значит, свобода совпадает в своей основе с ничто, которое находится «в сердцевине человека». Именно потому, что человеческая реальность недостаточна, она свободна, потому что беспрестанно отделяется от себя и отрывается посредством ничто от того, какова она была, есть и будет.
Человек свободен, потому что он не есть сам, а присутствие к себе. Бытие, которое есть то, чем оно является, не могло бы быть свободным.
Вопросы лекции:
1. Подходы к проблеме свободы
— детерминизм
— волюнтаризм
— диалектический подход
2. Проблема свободного выбора
3. Свобода и ответственность
В книге излагаются практические советы, методики и принципы масштабного мышления, овладев которыми, вы сможете достичь успеха в любой сфере деятельности.
Источник — postnauka.ru/video/15989
Какая идея играет фундаментальную роль в теории Дюркгейма? Какие существуют подходы к трактовке понятий «общество» и «социальная реальность»? Почему в современной науке появилась тенденция отказа от понятия «общество»? Об этом рассказывает доктор социологических наук Александр Гофман.