Лекция по дисциплине «Правоведение».
План занятия:
1. Разминка с использованием латинского выражения 2:13
2. Брак 22:15
3. Права и обязанности супругов 41:12
4. Родители и дети 45:05
5. Алименты 50:45
6. Без попечения 52:57
7. Тренинг. 1:06:31
В начале лекции преподаватель объясняет формат обучения, который заключается в следующем: есть 3 группы, которые разделены на части. Часть групп находится в YouTube и выполняет задания в чате, а другая часть находится в teams и выполняет задания, непосредственно общаясь с преподавателем.
Дисциплина «правоведение» обязательна для получения высшего образования.
Существует специальная технология проведения этого занятия. Она состоит из разминки, лекционной части и тренинга.
Каждая разминка начинается с изучения очередной латинской фразы.
Пункт лекции №2: Разминка
Юриспруденция связана с древним Римом, язык древнего Рима – латинский. Сохранилось множество латинских юридических выражений — 20 из них студент должен знать
Каждое занятие вводится одно новое латинское выражение некоторые фразы и принципы из Римского права перешли в современное право, а некоторые перешли буквально.
Pater is est quem nuptiae demonstrant – Отец есть тот, кого брак указывает.
Суть: Отец — это глава, власть (как глава гос-ва). Фраза указывает, что власть у того, кто в браке главный. Например, если у супруги родился ребенок, то автоматически супруг является отцом.
Перед выполнением задания преподаватель попросил студентов задать вопрос, если непонятно что-либо.
Задание:
В течении 1 минуты, используя данное выражение, составить предложение и разместить его в чате, сделать скриншот
После выполнения задания преподаватель просит студентов, находящихся в teams огласить свои ответы
Пункт лекции №2: Лекционная часть
Семья – семечко, то от чего начинает что-то расти.
Семейное право отпочковалось от гражданского права так как оно тесно с ним связано.
1. Брак
2. Права и обязанности супругов
3. Родители и дети
4. Алименты
5. Без попечения
Брак – союз, договор о совместной деятельности в случае, когда два человека хотят создать семью.
От слова брать – брать из одной семьи и перетягивать в свою семью.
Условия заключения брака: согласие обоих брачующихся, свобода от другого брака, брачующиеся не могут быть близкими родственниками, брачующимися не могут быть усыновленный и усыновитель, оба брачующихся – дееспособные, совершеннолетие (искл если есть чрезвычайные обстоятельства (беременность), то брак можно заключить раньше)
Люди идут в Специальные органы Записи Актов Гражданского Состояния, подают заявление и через месяц происходит регистрация брака.
Прекращение брака: смерть одного из супругов (обоих)/расторжение через ЗАГС\суд – 1. если 1 говорит не уходи, 2. Есть несовершеннолетние дети
Преподаватель попросил студентов, находящихся онлайн задать вопросы про брак.
При заключении брака возникают особые права и обязанности: личные и имущественные
Личные — право взять фамилию супруга, право на занятие теми видами деятельности, которой он хочет заниматься.
Имущественные
Законный режим – (подпись в ЗАГСе – подпись под договором) с заключением брака возникает совместная собственность и все, что супруги приобретают, считается совместно нажитым имуществом. При разводе совместно нажитое имущество разделяется в равных долях, но подарки и нажитое до брака имущество не входят в совместно нажитое имущество.
Договорный режим — в брачном договоре можно написать собственные условия распределение имущества при разводе, как распределяется имущество, которое во время брака они получили…
Установление происхождения:
Если ребенок родился в браке – автоматически отцом ребенка считается супруг. Мать ребенка – на кого выданы документы в месте рождения. В случае рождения вне больницы свидетели определяют мать ребенка.
Вне брака: 1. биологический отец может вписать свое имя в документах на ребенка, 2. Определяется в судебном порядке.
Права несовершеннолетних – ребенок имеет право до 18 лет находиться в семье на содержании своих родителей. Ограничения: давать высшее образование — не обязанность родителей
Права и обязанности родителей – кормить, обеспечить среднее образование.
4. Алименты – обязательства, которые есть у супругов
Алименты родителей и детей — при разводе ребенок имеет право на установление алиментов от родителя, ушедшего из семьи.
Алименты супругов и бывших супругов – если муж расторг брак после рождения ребенка, то супруга имеет право на себя получить алименты (или супруга инвалид)
Алименты: по соглашению/по закону. В случае развода с беременной женщиной устанавливаются алименты так же на содержание женщины.
План занятия:
1. Разминка 1:38
2. Понятие и виды правоотношений 12:10
3. Юридические факты и их классификация 24:17
4. Структура правоотношений 40:14
5. Тренинговая часть 1:14:45
Разминка
Юриспруденция связана с древним Римом, язык древнего Рима – латинский. Сохранилось множество латинских юридических выражений — 20 из них студент должен знать
Каждое занятие вводится новое латинское выражение
8. De jure — юридически.
9. De facto — фактически
Суть: в жизни действует право, но не всегда «как по праву, так и в жизни». Бывает по праву одно, а в жизни другое. De jure – как юридически должно быть в идеале, но De facto – не всегда так бывает
Например: De jure нельзя брать взятки, но De facto мы знаем, что взятки распространены.
De jure одна группа сейчас должна находится в zoom, но De facto все три группы в YouTube
Лекционная часть
Рукопожатие – отношение, как одно относится к другому. Есть 2 человека, которые вступают в контакт.
Например: если вы сидите дома, вы не вступаете ни с кем в отношения, но начиная общаться с другими людьми, вы ступаете в отношения.
Правосознание – психологическая теория права (как люди психически реагируют на явление – право) человек преступник – правосознание негативное
Правоотношения- вид общественных отношений, установленных государством и урегулированных правовыми нормами
Общественные отношения – отношения между людьми. Например: 2 подруги беседуют с друг другом.
Урегулированы правовыми нормами. Например: 2 подруги беседуют с друг другом. Нигде в законе не написано, что они определенным образом беседовать. Но отношения лектора и слушателя регулируются нормативным актом, т.к. есть определенные правила, не соблюдение которых влечет определенные последствия.
Виды Правоотношений
по отраслям (конституционные правоотношения – когда выбираем президента рф, выборы, референдумы, уголовные – пошли кого-нибудь побили, административные – перешли на красный сигнал светофора, гражданские семейно правовые – регистрация брака)
материальные/процессуальные – правоотношения, которые регулируют ритуалы (действа, которые должны проходить по определенным правилам). например материальные: договор купли продажи
Например процессуальные: судебный — процедура (порядок) привлечения лица к уголовной ответственности, порядок — возбуждение уголовного дела, следствие, суд.
По времени 2 вида:
длящиеся – (семейное право) брак, (трудовые отношения) — человек поступает на работу и работает.
одноразовые — переход на зелёный свет.
Юридические факты — жизненные обстоятельства, устанавливающие, изменяющие и прекращающие правоотношения.
У правоотношений есть 2 точки – точка начала и прекращения.
Юридического факт – то что устанавливает, изменяет и прекращает отношения
Пример: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО: устанавливающие – в загсе ставят подпись и им выдают свидетельство о регистрации брака, это юр. факт названный заключение брака, изменяющего правоотношения – через время заключение брачного договора, брак по другим правилам, а прекращающего — смерть человека.
Виды юридических фактов: действия и события.
Действия — полностью осознаны человеком, совершающим их, и могут быть:
Правомерные — хорошие, по правилам
Неправомерные — преступления (совершаем, но знаем) и проступки.
События — наступление событий не всегда зависит от человека. Они делятся на:
абсолютные — никак не зависящие от человека, (коронавирус)
относительные — частично зависимые от человека, (убийство во время драки, связанное с интоксикацией).
Юридические факты могут формировать юридический состав – нескольких юридических фактов, чтобы что-то произошло нужен не 1, а (минимум два факта), которые порождают юридические последствия – вхождения в правоотношения.
Например: если люди живут вместе, но не регистрирую брак – право этого не видит, но как только заключили брак, то право начинает регулировать (право на общее имущество супругов)
Иногда юридические последствия могут быть вызваны только юридическим составом, а не отдельными фактами.
Например, возраст — мужчина достиг 65 лет (событие относительное). Обратился за начислением пенсии, написал заявление (правомерное действие), следствием стало получение пенсии.
Любое правоотношение обязательно состоит из трёх частей: объекта, субъекта и содержания.
Объект — благо, из-за которого люди вступают в правоотношения. Например, семейные отношения – благо совместная жизнь. Убийство человека ® суд – благо жизнь, т.к. нельзя убивать других людей (здоровье, пища, общение).
Субъект — тот, кто вступает в правоотношения (человек, кто обладает волей)
физические (граждане, люди) и юридические лица – физически его нет, но все верят, что оно есть (магазин «Магнит», церковь, государство).
2. Общие сведения о публичном и частном праве: введение в теоретическую часть.
3. Подведение итогов лекционного занятия (форматы: вопрос – ответ, тренинг).
II Участники: Студенты групп ПОвб-181 и ПОвб-182 2 курса направления подготовки по специальности «Педагогическое образование» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Пункт лекции №1: Савкина Анастасия, Дуюнова Анастасия, Арутюнян Лианелла, Вайцеховская Дарья, Шелест Антонина, Цыганкова Валерия.
III Концепты: Пункт лекции №1: А) Отрасли права: деление на две части (jus publicum, jus civilis).
Б) Общие сведения о публичном и частном праве: введение в теоретическую часть:
— Понятие jus publicum (публичное право)
— Понятие jus civilis (частное право)
— Соотношение признаков:
jus publicum
1)Неравенство (субъекты неравны) Пример: подсудимый и судья. Судья, как представитель государства 1)Равенство (субъекты равны) Пример: отношения продавца и покупателя = обязанность отдать.
Отрасли:
Выступление Романа Мельниченко на онлайн-конференции «Инициатива-2018» “Изменение Кодекса профессиональной этики адвоката”. Тема вызвана необходимостью предложить и обсудить грядущие изменения этического Кодекса адвокатов. Они будут приняты на очередном Х Всероссийском съезде адвокатов 15 апреля 2021 г. Какими будут поправки, зависит от нас – адвокатов.
Суд над судьями. Серия 1. Театр им. Моссовета (1986) youtu.be/v3gzW4uDZiA
12 декабря – это день принятия Конституции Российской Федерации. И это горький день для всех приверженцев конституционализма, поскольку в 2020 году Конституция была всячески опорочена и осквернена. Действующая Кон-ституция совсем не похожа на ту, что приняли в 1993 году.
Для адвокатов Кодекс профессиональной этики адвоката по сути равноце-нен Конституции – это основа, в которой записаны фундаментальные идеи, вы-ражающие его сущность. Но так же, как и Конституция Российской Федерации, этот документ был извращён. И сегодня само существование этого документа под вопросом.
В нынешнем виде Кодекс профессиональной этики адвоката – это кодекс адвокатского рейха. Первоначально он не был таким, но те поправки, которые были туда внесены, сделали из него кодекс управления и тоталитарной системы. И сейчас перед всеми мыслящими юристами стоит вопрос «Что делать?»
Можно выделить два направления действий:
1. В изменениях Кодекса необходимо участвовать, пытаться сделать его человечным.
2. С Кодексом в нынешнем виде сделать уже ничего нельзя, он подлежит ликвидации.
Аргументы в пользу второй позиции:
1)Кодекс, с точки зрения истории, существует очень небольшой срок и по своей сути является экспериментом 2020 года. При этом он доставляет множе-ство проблем и не приносит никаких плюсов.
2) Согласно юридической аксиоме «Summum jus — summa injuria – Высшее право – высшая несправедливость» закон не обязательно бывает справедлив. Существуют извращенные законы, приносящие вред социуму. Разумеется, это
не всегда так, и большинство законов справедливы. Но если в законе накаплива-ется столько греха, похоти и грязи, как это произошло с Кодексом профессио-нальной этики адвоката, он становится сосредоточением зла. Продемонстриро-вать это можно изменениями в самом Кодексе.
В самом начале существовала ст. 9, звучащая так:
«Адвокат не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, вы-полнения работ или оказания услуг»
Затем это правило пропало, и появилась поправка Пилипенко:
«Адвокат вправе инвестировать средства и распоряжаться своим имуще-ством, включая недвижимость, а также извлекать доход из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду (наем), если эта деятельность не предполагает использование статуса адвоката»
Т.е. в адвокатскую Конституцию вносят правку лишь ради собственной материальной выгоды, а это мелочно и подло.
Как разрешить возникшую ситуацию?
Стратегический подход: нужно готовиться к конституционной реформе. Понять, что нынешняя система движется к краху. Необходимо определить структуру адвокатуры, т.е. как адвокаты будут жить после распада и судебных процессов. Также нужно подумать о том, как иллюстрировать людей, которые сотворили нечто подобное с адвокатской корпорацией, чтобы впредь не допу-стить их к ней.
Тактический подход: нанести точные удары по Кодексу, чтобы продемон-стрировать его несостоятельность и разрушительное воздействие на адвокатуру. Убрать весь мусор, накопившийся в Кодексе. Подумать над проектом этических судов. Адвокатам требуется выстраивать стержень своей этики, а это возможно только в коммуникации. Т.е. следует брать какую-нибудь животрепещущую ад-вокатскую тему и оценивать её с точки зрения этики, вырабатывая тем самым авторитетные мнения и людей, которые смогут создать решения и адвокатскую этику в целом.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Роман Григорьевич, пока-жите документы, с которого вы сделали вывод о том, что Пилипенко сдаёт ФПА РФ помещения в аренду, и в этом присутствует конфликт интересов.
Ответ Мельниченко Р.Г.: Нет, я такой документ не могу показать, но объ-ясню: на конференции есть видео моего вопроса «Есть ли какая-нибудь право-вая связь Пилипенко с Сивцевым Вражеком», на что Пилипенко ответил «Да, такая связь есть», но совет федеральной палаты адвокатов ему разрешил.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Считаете ли вы необходи-мым включить в ФПА ответственность членов органов адвокатского самоуправ-ления адвокатских и ФПА?
Ответ Мельниченко Р.Г.: До недавнего времени я думал включить от-дельный вид наказания – лишение права заниматься управлением в органах ад-вокатуры. Но с сегодняшнего дня я считаю, что наказывать за это нецелесооб-разно, потому что это никак не относится к адвокатской этике.
ytimg.preload(https://r12---sn-axq7sn7z.googlevideo.com/generate_204);ytimg.preload(https://r12---sn-axq7sn7z.googlevideo.com/generate_204?conn2);Соотношение административного и гражданского права (тренинг) — YouTube<link rel=«alternate» type=«application/json oembed» href=«www.youtube.com/oembed?format=json
План тренинга:
1. Виды мышления
2. Ответы на вопрос «Мужское или женское административное право?»
3. Гипотезы
II Участники: Студенты групп СЭ-151 и СЭ-152 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Бецков Дмитрий (СЭ-152), Юдкина Анастасия (СЭ-152), Дейнега Дарья (151). III. Концепты: Пункт лекции №1 Виды мышления: Мужское- мышление логики (соотношение, изучение). Женское-мышление инсайта, характеризуется эмоциональным окрасом «я так хочу».
Пункт лекции №2: Ответы на вопрос «Мужское или женское или гермафродит административное право?» 1. Гермафродит (без аргумента) 2. Мужское «имеет подход к административному правц» 3. Мужское «потому что нет ничего женского» 4. Мужское «потому что хочется»
5. Мужское «одно вытекает из другого, последовательность» 6. Мужское «жесткость наказаний» 7. Мужское (без аргумента) 8. Гермафродит «потому что под закон попадают и мужчины и женщины» 9. Мужское «более строгий характер» 10. Женское «порядок» 11. Мужское «подчиняется определенной системе» Пункт лекции №3: Гипотезы: «Административное право женское — наказание более гуманно». Критика: «Пример женского наказания: подлянка. В искусстве подлянок женщины более успешны, т.е. наказания не могут быть гуманны». Критика на критику: «Если ребенок провинился, то мать(женщина) пытается снизить наказание, потому что отец более строг».
Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
1. Понятие «международное морское право».
2. Источники международного морского права.
3. Внутренние морские воды.
4. Территориальные воды.
5. Воды со смешанным режимом.
6. Международные воды.
7. Международные проливы.
Понятие «международное морское право».
Международное морское право – это совокупность норм, регулирующих правовой статус морских пространств.
Источники международного морского права.
Морские обычаи.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
Национальное законодательство.
Внутренние морские воды.
1. Воды портов.
2. Воды заливов.
3. Изрез берега.
Юридический статус – полная юрисдикция прибрежного государства. Исключение – военные корабли.
Территориальные воды.
Полоска воды, шириной до 12 морских миль.
Институт преследования по горячим следам.
Институт мирного прохода.
Воды со смешанным режимом.
Исключительная экономическая зона – 200 морских миль.
Континентальный шельф.
Международные воды.
Открытое море – поверхность и толща воды. Правила: свобода судоходства, свобода экономического использования. Флаг корабля.
Район – морское дно. Запрет национализации района.
Международные проливы.
Черноморские проливы: Босфор и Дарданеллы.
Конвенции Монтрё 1936 г.