29 сентября 2016 года.
Вводная лекция для студентов 2-го курса Юридического института Сибирского Федерального университета в рамках курса «Профессиональные навыки юриста».
Адресуется студентам, магистрантам начинающим юристам, занимающимся собственным профессиональным развитием, преподавателям и кураторам юридических клиник, всем тем, кто занимается построением тренингов профессиональных навыков юриста и программ профессионального развития
— Работа судебного юриста с гражданским делом. Некоторые основы. Дистанционный курс. stepik.org/51023
Пункт лекции №1: Правоведение = Юриспруденция.
Понятия правоведения и юриспруденции:
a) Правоведение (право – сила, насилие; ведать – знать) – знать силу;
b) Юриспруденция (Юрис (от Юстиция) – Бог; пруденция – знание) – тот, кто знает Бога.
Пункт лекции №2: Государство.
С позиции юриспруденции, государство – это фикция, т.е. государства не существует.
A. Генезис государства:
Мы понимаем государство через происхождение. Существует множество теорий происхождения государства. Одна из них: классовый подход (К. Маркс, Ф. Энгельс). Идея этой теории: сначала люди жили в Золотом веке. У них ничего не было, и все, что они производили, они съедали и потребляли. Но потом улучшились их орудия труда, и у человека появился излишек, избыток того, что он производил и не потреблял, без которого мог прожить. Далее, появились люди, которые стали забирать эти излишки и перестали работать. Люди, у которых забирали, были недовольны этим. Тогда, люди, которые забирали и потребляли, предложили в обмен на излишки, делать то, чем бы другие были довольны и не отбирали назад свои излишки (податки (укр.) – налоги). Так появилось 2 класса. Первый класс – класс, у которого есть сила и основные средства производства. Второй класс – рабочий класс, который работает и отдает часть производимой продукции первому классу.
Государство создано для того, чтобы защищать интересы экономически господствующего класса.
B. Понятие государства:
Государство (по К. Марксу) – политико-территориальная организация власти экономически господствующего класса.
C. Функции государства:
Функции – это то, для чего существует государство. Одна из функций: фискальная функция. Фиск – сбор налогов.
D. Формы государства:
Формы государства – это внешность государства; то, как оно выглядит; то, что мы видим снаружи.
Виды форм государства:
a) Форма правления (монархия, республика);
b) Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация);
c) Политический режим (демократический, авторитарный).
Пункт лекции №3: Право.
A. Понятие права:
Право – это фикция, т.е. представление людей о том, как жить, о тех правилах, которые есть в этой жизни. В этом смысле, право является видом моральных норм (мораль – правила поведения в социуме). Право – это правила.
Право – (нормативистское определение права) это совокупность норм, регулирующих общественное отношение.
B. Сущность права:
Существует несколько подходов к сущности права. Одна из них: классовая сущность права. Право – (согласно Марксу) возведенная в закон воля экономически господствующего класса.
C. Функции права:
Функции – это то, для чего нужно право.
Виды функций права:
a) Регулятивная функция;
b) Охранительная функция.
Пункт лекции №4: Принципы права.
Принципы (от principas – первый, (итал.) prima) – первое, основополагающее, самое важное.
Один из принципов права: принцип законности. Закон – святое. Закон нарушать нельзя. Принципу законности противостоит принцип чрезвычайного положения (ЧП). Существуют чрезвычайные ситуации (положения), когда соблюдение законов будет во вред. Другой принцип права: принцип равенства. Принципу равенства противостоит принцип сегрегации.
6 июня 2019 года Сахаровский центр провел последнюю дискуссию из цикла журналиста Кирилла Мартынова о цифровых правах.
В течение последних лет мировая пресса пристально следит за событиями в Китае, власти которого проводят масштабный эксперимент по цифровому контролю за гражданами. В дополнение к знаменитой китайской системе интернет-цензуры (Великому китайскому файрволлу) в стране внедряется система так называемого социального рейтинга. В рамках автоматизированной системы контроля действия гражданина оцениваются с точки зрения его соответствия представлениям китайского правительства о благонадежности и соответствия патриотическим ценностями. Граждане, которые не высказывают неправильных мнений в социальных сетях и не имеют подозрительных друзей в интернете имеют высокие рейтинги и получают экономические бонусы, например, возможность бронировать авиабилеты или номера в отелях со скидками. Неблагонадежные граждане с низкими оценками могут сталкиваться с дискриминацией в разных областях жизни — от образования до работы.
В отличие от более ранних видов цензуры китайский социальный рейтинг позволяет подталкивать людей к «правильному поведению» без участия конкретных чиновников-цензоров в рамках работы системы анализа больших данных. Вместо прямого принуждения такая система использует более тонкие методы косвенной социальной инженерии.
Демократические правительства по всему миру тоже заинтересованы в определенном поведении граждан и могут адаптировать подобные системы контроля к собственным нуждам.
Может ли китайская система стать образцом для остального мира?
Способен ли социальный рейтинг существовать без аппарата полицейского принуждения и цензуры?
Идет ли речь о возможности принципиально нового вида тоталитаризма, основанного на цифровых технологиях и больших данных?
Каковы механизмы гражданского сопротивления таким системам?
В чем состоят итоги эксперимента в самом Китае?
В дискуссии участвовали:
Александр Бикбов, социолог, Высшая школа социальных исследований (Париж);
Камиль Галеев, историк (скайп);
Михаил Коростиков, журналист издательского дома «Коммерсант»;
Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей.
Модератор — Кирилл Мартынов, редактор отдела политики «Новой газеты».
Выступающие:
Екатерина Михайловна Шульман — Политолог, специалист по проблемам законотворчества. Колумнист газеты «Ведомости» и радиостанции «Эхо Москвы». Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Михаил Владимирович Фишман — Журналист, телеведущий, продюсер фильма «Слишком свободный человек».
Семинар Школы гражданского просвещения «Об оппозиции». Москва. февраль 2019 года.
Что является отличительной особенностью социологии Лумана? В чем разница системных теорий Парсонса и Лумана? Как устроены социальные системы? И где проходит граница между системой и миром? Об этом рассказывает доктор социологических наук Александр Филиппов.
Лекция для подготовки к урокам и ЕГЭ по обществознанию от Ковригина Вадима Валерьевича, кандидата педагогических наук, автора учебников и учебных пособий. Профессионально, наглядно на множестве примеров, чётко в соответствии с кодификатором содержания (ЕГЭ).
Тема 4 (первый раздел) посвящена рассмотрению понятий «истина», «заблуждение», «ложь», «критерии истины», «практика». В лекции представлен теоретический материал по проблемам видов истины, труднодоступности абсолютной истины в науке.
Сайт «Обществознание: изучаем вместе»: www.social-studies.ru
Скоро новые лекции и практики по решению заданий.
Семинар и тренинг по подготовке к написанию олимпиадного эссе. Тренинг проводит заместитель декана факультета социологии по работе с абитуриентами, автор пособий и учебников для старшеклассников, член жюри Всероссийских олимпиад и олимпиад НИУ-ВШЭ по обществознанию разных лет Сорвин Кирилл Валентинович, другие преподаватели НИУ ВШЭ.
Для успешного участия в семинаре предлагается прочитать:
К.В. Сорвин Эссе на олимпиадах: основные рекомендации по самоподготовке //Сборник закданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Обществознание. Психология. Под общей редакцией О.В. Афанасьевой, А.В. Ловакова, К.В. Сорвина: Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики» М. – 2015, с. 57 – 83.
(Школьники, знакомые с текстом учебника Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении могут ограничиться изучением второй половины данной статьи).
На основании прочитанного материала рекомендуется подготовить развернутые тезисные планы (система тезисов Т1, Т2, Т3…, к каждому ПОДРОБНО описанная система аргументов (А11, А12…А21) и кратко обозначенные примеры, обязателен вывод) к следующим темам:
Высказывание одного из предшественников научной социологической науки Э. Бёрка гласит: «Средство от анархии — свобода, а не рабство; сходным образом средство от суеверия — религия, а не атеизм». В этом известном афоризме оказались соотнесенными анархия и суеверие, рабство и атеизм. Что, с Вашей точки зрения, позволило соотнести в рамках данного высказывания эти, на первый взгляд, совершенно разнородные понятия? Свой ответ обоснуйте, приведите примеры.
Курс лекций по социальной психологии, прочитанный на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова доктором философских наук, профессором, академиком РАО Андреевой Галиной Михайловной.
«Психотерапия отношений»
Открытая встреча в Институте практической психологии «Иматон»
Ведущий:
Игорь Борисович Канифольский, врач-психотерапевт, автор психотерапевтического подхода и метода телесно-ориентированной терапии, основанного на целостном осознавании, специалист в области гипноза (Бехтеревская школа) и NLP-практик.
Психология отношений между людьми всегда была, есть и остается одной из самых важных, самых значимых для подавляющего большинства людей тем. В мире существует огромное количество книг и статей на тему того, как построить гармоничные и счастливые отношения. Но в реальной жизни мы часто сталкиваются с тем, что мало людей вступают в отношения эмоционально зрелыми. Поэтому работа с отношениями являет важную часть психологического консультирования.
Игорь Борисович делится практическими наработками, накопленными в результате многолетнего опыта, которые позволяют работать с отношениями в формате индивидуальной терапии, а также семейного и партнерского консультирования.