Наука вышла из магии. Например, Исаак Ньютон занимался не только физикой и математикой, но и алхимией. Тайным химическим экспериментам он посвятил 30 лет жизни. Что такое квадратура круга и золотое сечение? В чем суть магии? Что такое время? Почему нас интересуют магические тайны? О науке, научной фантастике и магии в нашей жизни и в рассказах Рэя Брэдбери и Юрия Коваля рассказывает доктор филологических наук, литературовед Евгений Жаринов.
В гости к радиостанции «Маяк» вновь пришел литературовед, доктор филологических наук Евгений Викторович Жаринов. Поговорили о книгах, которые поспособствуют формированию вашей личности. Например, затронули роман, написанный немецким писателем Михаэлем Энде «Бесконечная История», не забыли про великий роман-эпопею Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец», а также его повесть «Хоббит, или Туда и обратно».
Лекция Анны Броновицкой из цикла «Архитектура XX века» в Музее «Гараж». Важнейшие архитектурные школы XX века: от ВХУТЕМАСа и Баухауса до Architectural Association.
Лекция описывает значение архитектурных школ — от ВХУТЕМАСа и Баухауса до ведущих современных центров — в профессиональной подготовке специалистов и выработке новых художественных идей.
В распространении и трансформации архитектурных идей и практик в XX веке немалую роль сыграли архитектурные школы. Их значение не только в том, что они сформировали поколения архитекторов, но и в том, что они служили площадками для плодотворного общения зрелых мастеров, которые в них преподавали.
На лекции рассказано о программах и методах обучения в ведущих архитектурных школах: ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и аспирантуре Академии архитектуры, Баухаусе, Римской архитектурной школе, Миланском и Туринском политехническом институтах, Массачусетском технологическом институте, архитектурной школе Гарвардского университета, лондонской Архитектурной ассоциации.
Банкир, владелец СМИ и журналист Александр Лебедев некогда считался одним из богатейших предпринимателей России. Сейчас он находится за пределами списка Forbes с состоянием в $400 млн, однако его имя всегда на слуху из-за яркой и противоречивой деятельности бизнесмена. Лебедев прославился своими расследованиями произвола спецслужб в отношении банков, скандалом вокруг санации «Российского капитала» и дракой с Сергеем Полонским, а также дерзкими бизнес-проектами вроде аналога McDonalds для адептов ЗОЖ. О том, что послужило подоплекой этих резонансных историй и почему иностранные аудиторы — это зло, Лебедев рассказал журналисту Елене Тофанюк.
Интервью снято в жилом комплексе ЖК Фили Сити, Застройщик MR Group.
Онлайн трансляция.
Новое городское развитие
Новая городская мобильность. Как будет устроено движение в городах в 2020-х годах?
При поддержке ФАУ «РОСДОРНИИ»
Потребительское поведение в городе значительно изменилось за последние 10 лет, вместе с тем дорожная инфраструктура и передвижение в городе в целом осталось таким же как 30–40–50 лет назад. В России нет ни одного кейса, когда транспортная и пешеходная инфраструктура городов формировалась совместно с жителями и исходя из глубокого анализа их повседневных потребностей. Проектирование осуществляется стандартно, а страна находится на 104-м месте по количеству ДТП. Как оперативно ответить на меняющиеся запросы жителей в городе? Нужно ли привлекать горожан к проектированию? Как повысить безопасность на дорогах, не только устанавливая заборы?
Модератор:
· Татьяна Журавлева, директор Центра городских компетенций, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) ( )
Выступающие:
· Алексей Варятченко, генеральный директор, ФАУ «РОСДОРНИИ» ( )
· Владимир Кумов, автор идей и куратор проектов «Внедрение программы Vision Zero в городах России», Lets bike it!; член правления, Международная Зимняя велофедерация (Winter Cycling Federation) ( )
· Андрей Чибис, губернатор Мурманской области ( )
· Андрей Белоусов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации ( /-)
Выступающий онлайн:
· Михаил Блинкин, директор, Институт экономики транспорта и транспортной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ( )
Лекция Екатерины Деготь «Изоляционизм или постколониальная привилегия? Место русского искусства в современных идеолого-эстетических дебатах», 8 февраля 2016 г.
Традиционная эстетика утверждала категории, определявшие восприятие и критерии оценки искусства в качестве универсальных. Так, например, Кант утверждал, что через созерцание произведения искусства зритель приобщается к «всеобщему чувству» (sensus communis), которое определяет для всех, что нравится, а что не нравится. Однако во второй половине XX веке представители постколониальной теории противопоставили свой локальный опыт тому, что утверждалось философской традицией в качестве универсального. Эстетический проект современности понимался ими как часть западной культурной гегемонии, а само эстетическое — как форма колониального угнетения. Вопрос о русском искусстве на фоне западного (или в противоположность ему) стоял по крайней мере с начала XIX века и формулировался в основном в тех же терминах. Однако пока русские искусствоведы были заняты своими узкоспециальными проблемами, международный язык искусства изменился до неузнаваемости. Что может дать русскому исследователю или художнику рамка постколониального дискурса? Как мы можем преодолеть главный тупик в обсуждении русского искусства, а именно проблему «Россия — Запад» и интеграцию в глобальный контекст? Насколько мы в праве заимствовать готовые эстетические концепты и критерии, накладывая их на региональные художественные процессы? Как правило, ответом локального искусства оказывается сопротивление против модернистского универсализма и его современной экспансии в форме периферийных биеннале. Но в контексте российского опыта такой подход усложняется тем, что сам советский проект апеллировал к модернизации, просвещению, равенству и эмансипации. Возможно, вместо того, чтобы полностью отказываться от универсализма, нам стоит прочитать западную эстетику (например, в формулировках, заданных Кантом и Гегелем) из той зоны,
которая исключалась их философией.
Андрей Шенталь, куратор Философского клуба Винзавода: «До недавнего времени пост-советский дискурсивный контекст описывали через метафору «двойного молчания» или
«обоюдного замалчивания». С одной стороны, придерживающиеся левых взглядов теоретики пост-колониального не были готовы отождествить коммунизм с колониализмом и в целом предпочитали говорить о «третьем» мире. Одновременно, местные исследователи
идентифицировали себя со своими воображаемыми коллегами «с Запада» и пренебрегали местным контекстом. Но сегодня в силу нового геополитического противостояния (а также,
возможно, благодаря русскоязычной публикации популярной книги Александра Эткинда «Внутренняя колонизация») эта методология стала применяться значительно шире. Например, в рамках последней Московской биеннале, посвященной евразийству, многие выставочные и художественные проекты взяли на вооружение именно такую оптику. В этом отношении Екатерину Деготь можно назвать первопроходцем, так как она одной из первых начала обращаться к постколониальному дискурсу еще в 90-е годы, а сегодня, будучи арт-директором кельнской Академии мирового искусства, применяет его в своей кураторской практике. Например, ее проект «Плюриверсале» исследует критические и резистентные
подходы к универсалистским притязаниям модерности. Как правило, постколониальные исследования противопоставляют универсализму европейского философского проекта свои локальные дискурсы и практики. В этой связи российский контекст представляет особый интерес, потому что советский проект — куда можно отнести и «эстетическую революцию» авангарда — апеллировал к общечеловеческим ценностям: равенству, прогрессу, эмансипации. В своем выступлении Деготь расскажет как о «внутренней колонизации», то есть о некритических попытках импортировать готовые категории в локальный художественный контекст, но также и о том, что российский дискурс может предложить мировому. Мне кажется особенно интересным в контексте Философского клуба обратиться к
эстетическим проектам Канта, Гегеля и модернисткой критики, позиционировавших себя в качестве универсальных, но прочитать их именно из той зоны, которая выпала из их нарративов. Этот вопрос актуален и в контексте культурной политики нашей страны, где из советского проекта вычленяется ее имперская составляющая, а интернационализм замалчивается и отбрасывается за ненадобностью».
Зачем в музей Колчестера принесли губную помаду? Как океанариум в Атланте могут посещать слепые люди? Заместитель директора по работе с посетителями Политехнического музея, попечитель фонда «Жизненный путь» Вера Шенгелия расскажет о том, что такое социальная модель инвалидности и как музеи по всему миру внедряют инклюзивные практики в свою работу.
Событие проходит в рамках проекта Политехнического музея «Разные люди- новый музей», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов.
С помощью бесценных советов Дейла Карнеги уже миллионы людей раз и навсегда избавились от привычки переживать по мелочам, побороли отравляющий их существование страх и уверенно шагнули в будущее. В этой книге вы найдете целый набор практических формул, которые сделают вашу жизнь счастливой и беззаботной.
В этом бестселлере, пересмотренном недавно наследниками автора для нового издания, содержатся проверенные временем методы и советы Дейла Карнеги, которые прославили его имя несколько десятков лет назад. И на исходе XX века формулы практического поведения и социальной психологии помогают избавиться от всего, что мешает наслаждаться активной жизнью, удачами и счастьем.