Философская антропология. Свобода. Подходы к проблеме.
Лекция по курсу «Философская антропология» к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна.
Видеолекция по курсу «Философская антропология»: «Свобода. Подходы к проблеме. Свобода и необходимость»
Лекция была прочитана бакалаврам-заочникам, обучающимся по специальности «Журналистика» 12.10.16 в Ростовском государственном экономическом университете РГЭУ (РИНХ).
В одной из своих бесед с Симоной де Бовуар французский философ, Ж. П. Сартр сказал, что его «Бытие и ничто» (ключевое философское произведение Сартра-писателя) — произведение о свободе.
Подводя к тому, что свобода является первым условием действия, Сартр говорит о том, что всякое действие должно быть интенциональным, должно иметь цель, а цель, в свою очередь, отсылает к мотиву. Именно действие выносит решение о своих целях и своих движущих силах, а действие есть выражение свободы.
Далее Сартр говорит следующее: «Если основным условием действия является свобода, мы должны попытаться наиболее точно описать её, но свобода не имеет сущности. Она не подчинена никакой логической необходимости. Свобода становится действием, и мы достигаем её обычно через действие, организуемое ею вместе с мотивами."
Само название «свобода» опасно, если под этим обязательно подразумевают, что слово отсылают к понятию, как обычно это делают слова. Неопределимая и неназываемая свобода — не будет ли она неописуемой?» Сартр не хотел давать определение свободе, однако считал необходимым описать её. «Конечно, я не смог бы описать свободу, которая была бы общей для другого и для меня самого, я не смог бы также увидеть сущность свободы...», и стоит отметить, что речь Сартр будет вести именно о своей свободе.
«Человек осуждён на свободу, он или свободен, или его нет». Это означает, что нельзя найти других границ свободы человека, чем она сама. Таким образом, отказ от свободы может быть понят только как попытка рассматривать себя в качестве бытия-в-себе; человеческая реальность есть бытие, в котором речь идёт о её свободе в бытии, так как оно постоянно пытается отказаться от её признания. Чаще всего «попытки задушить свободу» оказываются неудачными, а значит, свобода совпадает в своей основе с ничто, которое находится «в сердцевине человека». Именно потому, что человеческая реальность недостаточна, она свободна, потому что беспрестанно отделяется от себя и отрывается посредством ничто от того, какова она была, есть и будет.
Человек свободен, потому что он не есть сам, а присутствие к себе. Бытие, которое есть то, чем оно является, не могло бы быть свободным.
Вопросы лекции:
1. Подходы к проблеме свободы
— детерминизм
— волюнтаризм
— диалектический подход
2. Проблема свободного выбора
3. Свобода и ответственность